Введение
Автомобиль — самое распространенное в современном
мире механическое транспортное средство.
Попытки создать самодвижущуюся тележку предпринимались
с XVIII века. В России над проектом такой повозки
работал изобретатель И.П. Кулибин.
В 1770 году французский изобретатель Н.-Ж. Кюньо построил
паровой трехколесный тягач, который явился предшественником
не только автомобиля, но и паровоза. Однако паровые
повозки были тяжелыми, неудобными для пользования
на обычных дорогах и распространения не получили.
Появление двигателя внутреннего сгорания, легкого, компактного
и сравнительно мощного, открыло широкие возможности
для развития автомобиля. И в 1885 году немецкий изобретатель
Г. Даймлер создал первый мотоцикл с бензиновым
двигателем, а уже в 1886 году немецкий изобретатель К. Бенц
запатентовал трехколесный автомобиль.
Началось промышленное производство автомобилей в Европе,
а в 1892 году американский изобретатель Г. Форд построил
автомобиль конвейерной сборки. В России автомобили
начали собирать в 1890 году из импортных деталей на заводах
«Фрезе и К°». В 1908 году началась сборка автомобилей
«Руссо-Балт» на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге
сначала из импортных деталей, а затем из деталей отечественного
производства.
Однако началом отечественного автомобилестроения считается
1924 год, когда на заводе АМО (ныне ЗИЛ — Московский
завод имени Лихачева) были изготовлены первые отечественные
грузовые 1,5-тонные автомобили АМО-Ф с двигателем
мощностью 30 л. с. В 1927 году появился первый отечественный
новый автомобиль НАМИ-1 с двигателем мощностью
18,5 л. с. С введением в строй в 1932 году Горьковского
автомобильного завода началось интенсивное развитие
отечественного автомобилестроения. Большим прорывом в
производстве отечественных легковых автомобилей явился
ввод в строй Волжского автомобильного завода (ВАЗ, 1970 г.)
и Камского автомобильного завода (КамАЗ, 1976 г.) по производству
грузовых автомобилей.
В настоящее время происходит интенсивное совершенствование
конструкций транспортных средств, повышение их надежности
и производительности, снижение эксплуатационных
затрат, повышение всех видов безопасности. Осуществляется
более частое обновление выпускаемых моделей,
придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих
современным требованиям.
Все это вызывает необходимость повышения уровня подготовки
квалифицированных рабочих по специальности «Слесарь
по ремонту автомобилей».
В системе начального профессионального образования обучение
устройству автомобиля и его обслуживанию проводится
последовательно по трем основным дисциплинам: «Устройство
автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт
автомобиля», «Эксплуатация автомобилей», объединенным в
общий курс подготовки квалифицированных слесарей по ремонту
автомобилей.
Изучаемые предметы преподаются в тесной взаимосвязи,
как с общеобразовательными, так и с техническими дисциплинами:
«Материаловедение и слесарное дело», «Допуски и технические
измерения» и др. Учащийся должен получить знания
по устройству автомобилей, обеспечивающие ему возможность
успешного приобретения практических навыков по их техническому
обслуживанию и ремонту. Он должен иметь представление
о современном состоянии и тенденциях развития как автомобилестроения
в целом, так и отдельных моделей автомобилей,
уметь оценивать техническое состояние, определять
потребность в ремонте тех или иных узлов, механизмов и систем
автомобилей, чтобы надежно проводить обслуживание и
ремонт автомобилей и оценивать его результаты.
Настоящее учебное пособие имеет задачу помочь учащимся
профессиональных училищ сделать первые шаги в овладении
знаниями и навыками по выбранной специальности, облегчить
вступление в профессиональный круг интересов автомехаников.