MENU

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ


Под работоспособностью понимают техническое состояние
автомобиля, при котором в данный момент времени
он соответствует всем требованиям, установленным
лишь для основных параметров, характеризующих нормальное
выполнение заданных функций. Например, если
на автомобиле не горят фары, он считается работоспособным,
так как способен выполнять свои функции в дневное
время, однако автомобиль в данный момент считается
неисправным.

В течение эксплуатации любой машины ее работоспособность
не остается постоянной и зависит от времени работы.
Поясним это графиком изменения работоспособности во
времени.

Работоспособность на графике может оцениваться любым
из основных паспортных данных, например, мощностью
двигателя N кВт, частотой вращения n об/мин и др. Участок
1 — 2 характеризует работу автомобиля в период приработки,
нагрузка на все узлы в этот момент должна быть несколько
ниже рабочей, что способствует сглаживанию неровностей
поверхностных слоев и формированию износостойкого слоя с определенными физико-механическими противоизносными
свойствами.

Участок 2 — 3 показывает постепенный переход машины
на нормальные паспортные режимы работы, характеризуемые
отрезком времени 3 — 4.

Систематическое и своевременное проведение технического
обслуживания и мелких ремонтов в процессе эксплуатации
автомобиля обеспечивают в течение длительного времени
нормальную работоспособность в соответствии с паспортными
режимами.

Однако вследствие механических, химических, электрохимических
и электрических воздействий происходит потеря
работоспособности (участок 4 — 5) и ее восстановление за счет
технического обслуживания и мелкого ремонта становится
невозможным, возникает необходимость остановки машины
на первый капитальный ремонт (точка 5). Правильное и своевременное
определение этого момента очень важно, так как
дальнейшая эксплуатация по истечении времени Т1и вызывает
резкое катастрофическое падение работоспособности (т. 5’).

После проведения первого капитального ремонта цикл
изменения работоспособности повторяется, что видно из
приведенного графика (участки 5 — 6, 6 — 7, 7 — 8, 8 — 9).
Число капитальных ремонтов определяется конструкцией
автомобиля и задается нормативными данными.

Работоспособность машин снижается чаще всего из-за
увеличения зазоров, изменения размеров деталей, качества
и свойств металла трущихся поверхностей деталей.

Постепенное изменение размеров, формы и свойств поверхностных
слоев материала детали при трении называется
изнашиванием, результат процесса изнашивания есть износ,
в процессе эксплуатации различают износ нормальный и
аварийный.

Нормальный износ имеет место при соблюдении всех
параметров режима работы автомобиля.
Резкое увеличение скорости износа во время приработки
связывается со сглаживанием неровностей трущихся поверхностей
после механической обработки и образованием определенного
микрорельефа поверхностного слоя. На втором
периоде эксплуатации после формирования микрорельефа на
поверхности трения скорость изнашивания деталей стабилизируется,
и этот период характеризует нормальную работу
узлов автомобиля.

При длительной эксплуатации автомобиля величина износа
растет и через определенное время Ти приобретает аварийное
критическое значение. Дальнейшая эксплуатация автомобиля
должна быть прекращена, так как в результате аварийного
износа резко увеличиваются зазоры в сопряжениях,
появляются удары, стуки, которые вызывают разрушение
отдельных частей и узлов, и их последующий ремонт становится
невозможным.

Данный характер изнашивания справедлив почти для всех
видов физического износа.

Под физическим износом понимают изменения формы,
размеров деталей, устанавливаемые визуально или путем
измерений при проведении технического обслуживания и
ремонта.

Другим видом изнашивания может быть моральный износ,
который определяется отставанием оборудования от
уровня новой передовой техники и технологии. Признаками
морального износа являются низкие работоспособность, эксплуатационные
и потребительские свойства машин, обычно
они подлежат замене новыми конструкциями или марками,
если отсутствует возможность их модернизации.