ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ХОДОВОЙ ЧАСТИ
В результате перегрузки и неосторожной езды рама автомобиля
может деформироваться, могут появиться трещины
и расшататься заклепки. К основным неисправностям передней
и задней осей относятся:
• погнутость передней оси;
• износ шкворней и шкворневых втулок;
• неправильная регулировка или износ подшипников;
• поломка подшипников и разработка посадочных мест
подшипников;
• срыв резьбы шпилек полуосей.
В результате длительной работы листы рессоры частично
теряют упругость, изнашиваются пальцы и втулки,
ломаются листы рессор. Движение автомобиля с поломанной
рессорой приводит к перекосу моста и затруднению
управления. В амортизаторах изнашиваются сальники,
шаровые соединения, клапаны и пружины. В результате
работа амортизатора резко ухудшается. При неосторожной
езде в колесах могут быть погнуты диски. При незатянутых шпильках и гайках колес отверстия дисков под
шпильки крепления изнашиваются и диски приходят в
негодность.
Основные работы по ТО ходовой части
• ЕО.
Проверить путем осмотра состояние рамы, рессор,
подрессорников, амортизаторов, колес.
• ТО-1. Проверить (и если нужно отрегулировать) подшипники
ступиц колес; проверить (и если нужно закрепить)
стремянки, пальцы рессор и шкворни поворотных
цапф. Проверить состояние передней подвески
автомобиля.
• ТО-2.
Проверить путем осмотра состояние балки переднего
моста. Проверить (и если нужно отрегулировать)
схождение передних колес. При интенсивном
износе шин проверить углы наклона шкворней
и угол поворота передних колес. Проверить, нет ли
перекоса переднего и заднего мостов (визуально).
Проверить состояние рамы и буксирного устройства,
состояние рессор, закрепить хомутики рессор, стремянки,
пальцы рессор. Проверить состояние амортизаторов,
дисков и ободьев колес. Смазать (по графику
смазки) шкворни поворотных цапф и пальцы
рессор. Снять ступицы, промыть, проверить состояние
подшипников и, заменив смазку, отрегулировать
подшипники колес.
Регулировка подшипников передних колес осуществляется
в следующей последовательности: поднимают и устанавливают
на козлы переднюю ось; снимают колесо; отвертывают
колпак; расшплинтовывают и отвертывают гайки;
снимают ступицы; промывают и осматривают подшипники (при наличии трещин или значительного износа подшипники
заменяют), наполняют ступицу смазкой и устанавливают
на место; устанавливают шайбу и завертывают
гайку до отказа, а затем отвертывают на 1/8 оборота. Колесо
должно вращаться свободно, без заедания и не иметь
люфта. После проверки гайку шплинтуют и завертывают
колпак.
Регулировка подшипников задних колес осуществляется
в той же последовательности за исключением того, что вместо
колпака нужно отвернуть гайки шпилек полуосей и вынуть
полуоси, а вместо удаления шплинта нужно отвернуть
контргайку и вынуть стопорную шайбу.
Схождение колес проверяют при помощи линейки или
на стенде. Для проверки схождения колес линейкой автомобиль
устанавливают на осмотровую канаву так, чтобы
положение колес соответствовало движению по прямой. Линейкой
замеряют расстояние между шинами или ободьями
колес сзади передней оси; линейку размещают ниже оси
колес и отмечают мелом точки касания. Затем автомобиль
перекатывают так, чтобы точки, отмеченные мелом, установились
на той же высоте спереди оси, и опять производят
измерения. Цифра, указывающая разницу между первым
и вторым замерами, и характеризует величину схождения
колес.
Ремонт узлов ходовой части автомобиля
Дефектами балки переднего моста являются ее изгиб и
скручивание. Изнашиваются площадки под рессоры; бобышки
и отверстия под шкворень, под стопор шкворня и стремянки
крепления; под центрирующие выступы рессор. При
наличии трещин и отколов балку бракуют. На изгиб и скручивание ее проверяют на стенде. Там же балки правят в холодном
состоянии. При невозможности устранения изгиба и
скручивания балку бракуют.
Площадки под рессоры (как базовые поверхности) восстанавливают
в первую очередь. Изношенные торцы бобышек
под шкворень фрезеруют на станке, на нем растачивают
и отверстия под шкворень. Изношенные отверстия балки
растачивают и запрессовывают в них ремонтные втулки с
последующим развертыванием до размеров по рабочим чертежам.
Поворотные цапфы при наличии обломов и трещин бракуют.
Скрытые трещины выявляют на магнитных дефектоскопах.
Износ конусных отверстий под рычаги определяют
конусным калибром и устраняют конусной разверткой.
Поврежденные резьбы наплавляют под слоем флюса или
вибродуговой наплавкой. Затем нарезают резьбу в соответствии
с рабочими чертежами. Шейки под подшипники и
кольцо под сальник ступицы восстанавливают хромированием,
а при большом износе — железнением с последующим
шлифованием до рабочего размера.
Сборку переднего моста выполняют в соответствии с
общими правилами сборочных работ, обратив особое внимание
на проведение смазочных и регулировочных работ.
Для регулировки углов поворота и схождения колес балку
с поворотными цапфами устанавливают на специальный
стенд. Предельные углы поворота колес устанавливают при
помощи упоров, предусмотренных в рычагах поворотных
цапф. Регулировку схождения колес осуществляют вращением
поперечной рулевой тяги. После регулировки затягивают
болты крепления головок поперечной рулевой
тяги.
Дефектами рам являются: усталостные трещины в зоне
крепления кронштейнов; ослабление заклепочных соединений; обрыв заклепок, износ отверстий под заклепки; трещины
в продольных балках, поперечинах и раскосах; изгиб
и скручивание. Рамы без полной их разборки ремонтируют
при ослаблении не более одной заклепки в каждом сопряжении,
а также при местных небольших изгибах полок. В
остальных случаях ремонт выполняют с полной разборкой
рам. Правку палок и поперечин осуществляют в холодном
состоянии, устраняя прогиб. Для этого используют пресс,
оправки и приспособления. Для контроля применяет проверочные
линейки и шаблоны. При восстановлении деталей
рамы: заваривают трещины, вырезают поврежденные
части и приваривают дополнительные ремонтные детали.
Приварку всех дополнительных ремонтных деталей после
вырезки поврежденной части выполняют только встык.
Сборку продольных балок рамы с поперечными брусьями
для получения необходимой точности выполняют в специальных
кондукторах. Для проверки перекоса контрольными
линейками измеряют диагонали между крайними отверстиями
в верхних полках швеллеров. Эти расстояния
должны быть равны. Для клепки рам применяют стационарные
и переносные установки. Качество поставленных
заклепок проверяют остукиванием, осмотром и проверкой
размеров головки шаблонами.