MENU

Техническое обслуживание системы охлаждения. Ежедневно
необходимо проверять натяжение ремня привода жидкостного
насоса и генератора, отсутствие подтеканий и контролировать
уровень охлаждающей жидкости. Во время работы
двигателя и сразу после его остановки уровень жидкости
повышен в связи с ее расширением при нагреве. Поэтому
контроль уровня охлаждающей жидкости следует производить
на холодном двигателе (желательно при температуре
около 20°С). Уровень охлаждающей жидкости должен
быть на автомобилях ВАЗ и ЗАЗ на 2...3 см выше риски с
отметкой «...» в расширительном бачке, на автомобилях АЗЛК (москвич это) — на 5...10 мм выше соединительного шва расширительного
бачка, а на автомобиле ИЖ-21251 находиться вблизи
наливной горловины радиатора.

В качестве охлаждающей жидкости в системах охлаждения
двигателей используются Тосол-А40 и Тосол-А65.
Эти жидкости представляют собой водные растворы Тосола-
АМ, состоящего из этиленгликоля и комплекса различных
присадок. В связи с тем, что температура кипения этиленгликоля
почти в два раза выше температуры кипения
воды, при эксплуатации автомобиля из охлаждающей жидкости
в первую очередь испаряется вода. Поэтому для восстановления
качества охлаждающей жидкости при отсутствии
ее утечек из системы охлаждения двигателя необходимо
доливать дистиллированную воду. Если же падение
уровня охлаждающей жидкости было вызвано ее утечкой,
то доливать следует охлаждающую жидкость той же марки,
что была залита в двигатель. Поддержание необходимого
состава охлаждающей жидкости особенно важно в
условиях зимней эксплуатации, поскольку температура кристаллизации
Тосола зависит от концентрации его раствора.
Ниже приводятся данные о температурах кристаллизации
охлаждающей жидкости при различной концентрации в ней
Тосола.

Температуры кристаллизации охлаждающей жидкости,
°С при соотношениях массы Тосола-AM и дистиллированной
воды в %:

100 и 0 80 и 20 70 и 30 65 и 35 60 и 40 56 и 44 50 и 50 40 и 60

-21,5 -45 -49 -65 -52 -40 -35,3 -24

Из приведенных данных видно, что излишняя концентрация
Тосола повышает температуру его кристаллизации так
же, как и слишком малая его концентрация.

В связи с этим при сезонном обслуживании автомобиля
при подготовке его к зимней эксплуатации рекомендуется
проверять плотность охлаждающей жидкости при помощи
плотномера. Плотность охлаждающей жидкости Тосол-А40
должна составлять 1,075...1,085 г/см3, и для Тосола-А65 —
1,085... 1,095 г/см3. В случае несоответствия плотности доливают
либо концентрированный Тосол-АМ, либо дистиллированную
воду.

Совершенно недопустимо попадание в охлаждающую
жидкость нефтепродуктов, так как это вызывает резкое вспенивание
жидкости, в результате чего двигатель будет перегреваться
и может произойти выброс охлаждающей жидкости
из радиатора или расширительного бачка. Охлаждающие
жидкости Тосол-А40 и Тосол-А65 имеют температуру
кристаллизации соответственно –40 и –65° С и температуру
кипения при атмосферном давлении около 108°С. При указанных
отрицательных температурах жидкость превращается
не в лед, а в густую массу, которая не вызывает повреждения
радиатора и блока цилиндров двигателя. Эти жидкости
не склонны к вспениванию, отложению накипи и испарению,
но являются ядовитыми. При попадании их в организм
человека может произойти тяжелое отравление, поэтому
их нельзя отсасывать ртом через шланг. После работы с
ними надо хорошо мыть руки с мылом. Не следует допускать
попадания жидкости на окрашенную поверхность кузова
во избежание порчи окраски. Хранить жидкость можно в
закупоренной чистой стеклянной, пластмассовой или железной,
но не оцинкованной посуде.

Для всех двигателей, эксплуатируемых в южных регионах
страны круглогодично, а в районах средней полосы и
Севера в теплое время года, при необходимости допускается
заливать в систему охлаждения чистую мягкую воду, а еще
лучше дистиллированную. Для этого из системы охлаждения
сливают низкозамерзающую жидкость, заливают до
полного уровня воду, пускают двигатель и прогревают его
до нормальной температуры (80...90°С). Затем останавливают
двигатель, сливают воду и окончательно заправляют систему
чистой водой. Следует, однако, иметь в виду, что применение
даже мягкой воды способствует образованию накипи
на внутренних поверхностях рубашки охлаждения. Поэтому целесообразно при наливке в систему охлаждения
воды, и особенно жесткой, добавлять в нее препарат «Антинакипин
». Применять воду в системах охлаждения с алюминиевыми
радиаторами не рекомендуется во избежание окисления
трубок.

Через 60 000 км пробега или через два года Тосол надо
менять. Замена охлаждающей жидкости двигателя производится
в следующем порядке: снять пробку заливной горловины
расширительного бачка, открыть кран отопителя салона
кузова, вывернуть сливные пробки радиатора и блока
цилиндров и слить охлаждающую жидкость в посуду. Удалить
остатки жидкости из расширительного бачка. Затем надо
залить в систему чистую воду, дать двигателю поработать
3-4 мин, слить воду и залить Тосол. При снижении уровня
жидкости за счет ее испарения надо доливать дистиллированную
воду.

Для заполнения системы охлаждающей жидкостью через
расширительный бачок на двигателе ВАЗ-2106 необходимо
отворачивать специальную пробку (рис. 194) и снимать
подводящий шланг отопителя кузова для более полного
выхода воздуха из системы. После завертывания пробки и
присоединения шланга жидкость доливают до установленного
уровня в расширительном бачке.
При заполнении охлаждающей жидкостью системы
охлаждения двигателя УЗАМ-412 производится удаление воздуха
из системы путем выпуска его через разъемный верхний
отводящий шланг радиатора отопителя.

Ремонт и техническое обслуживание
смазочной системы

Неисправности смазочной системы. Основными неисправностями
смазочной системы являются подтекание масла
в соединениях, повышенное или пониженное давление масла
либо полное его отсутствие, повышенный расход масла,
а также нарушение работы системы вентиляции картера двигателя.


Подтекание масла обнаруживается внешним осмотром
двигателя и по масляным пятнам на месте стоянки автомобиля.
Неисправность устраняется подтягиванием крепежных
элементов соединений.

Повышенное давление масла может являться следствием
применения несоответствующего масла, имеющего большую,
чем требуется, вязкость, загрязнения маслопроводов
и заедания редукционного клапана в закрытом положении.
Нормальное давление масла на прогретом двигателе (температура
масла примерно 80° С) при максимальной частоте вращения
коленчатого вала должно быть не более 0,35...0,45
МПа (3,5...4,5 кгс/см2). Давление контролируется по указателю
на щитке приборов или красной контрольной лампе,
загорающейся при уменьшении давления ниже минимальной
нормы.

Пониженное давление масла может быть вызвано его
разжижением, наличием большого износа коренных и шатунных
подшипников коленчатого вала и шестерен насоса,
неплотным закрытием редукционного клапана или его заеданием
в открытом положении.
Нормальное давление масла при минимальных оборотах
холостого хода должно быть не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2) —
у двигателя ВАЗ-2108, 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) — у двигателя
МеМЗ-245 и 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) — у остальных рассматриваемых
двигателей. При более низком давлении необходимо
определить и устранить причину его снижения.

Полное отсутствие давления масла является следствием
неисправности масляного насоса или его привода. В частности,
на двигателях ВАЗ-2105 и -2106 причиной прекращения
работы масляного насоса может быть нарушение
шлицевого соединения вала привода насоса и шестерни привода
ввиду ее изнашивания.

В случае внезапного падения давления или его отсутствия
надо немедленно заглушить двигатель и проверить уровень
масла. Если уровень нормальный, следует вывернуть датчик
указателя давления и стартером вращать коленчатый вал;
выбивание при этом сильной струи масла указывает на неисправность
датчика, который следует заменить. Отсутствие
струи масла свидетельствует о полном прекращении его подачи.
В этом случае необходимо проверить исправность масляного
насоса и его привода.

Движение автомобиля своим ходом при полном отсутствии
давления масла по показаниям указателя давления
масла или при горящей контрольной лампе давление масла
допускается лишь в том случае, если точно установлено,
что это вызвано неисправностью самого контрольного прибора
(лампы) или его датчика. При невозможности определения
и устранения неисправности, вызвавшей полное падение
давления масла в пути, следует отбуксировать автомобиль
с неработающим двигателем на станцию технического
обслуживания. Необходимо помнить, что даже кратковременное
движение автомобиля своим ходом при отсутствии
давления масла приведет к серьезным поломкам
двигателя (поворот вкладышей, заклинивание коленчатого
и распределительного валов), которые потребуют крупного
его ремонта.
Повышенный расход масла (более 40 г у двигателей ВАЗ2108
и МеМЗ-245 и более 50 г — у остальных двигателей на
100 км пробега) может быть из-за его подтекания в соединениях
или попадания масла в камеры сгорания вследствие
изнашивания маслоотражательных колпачков клапанов, износа
деталей цилиндро-поршневой группы, а также повышенного
уровня масла в двигателе вследствие его перелива или плохого качества масла.
Принято считать, что двигатель требует ремонта цилиндропоршневой
группы, если расход масла (угар) превышает 200 г
на 100 км пробега (при условии, что не изношены маслоотражательные
колпачки).

Кроме того, повышенный расход масла наблюдается в
период обкатки нового автомобиля при пробеге до 5000 км.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя
возникает при ее загрязнении (загрязнение маслоотражателя,
трубок отсоса картерных газов, золотникового устройства
карбюратора) и проявляется в повышении давления
в смазочной системе, повышенном расходе масла, а также
попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор (при
сильном загрязнении маслоотделителя на двигателях ВАЗ2105
и -2106 или разрушении волоконного маслоотделителя
в пробке маслоналивного отверстия на двигателях УЗАМ331
и -412). Для устранения неисправностей системы вентиляции
картера нужно прочистить, промыть бензином и продуть
сжатым воздухом маслоотделитель, трубки отсоса картерных
газов и золотниковое устройство карбюратора, а на
двигателях УЗАМ-331 и 0412 промыть фильтр пробки маслоналивного
отверстия или заменить пробку.