MENU

Стартер

Надежный пуск двигателя возможен при условии, если
его коленчатый вал вращается с частотой 60...80 мин–1. Так
как достижение такой частоты вращения при помощи рукоятки
требует от водителя значительных усилий, то для облегчения
работы водителя при пуске применяют электрический
двигатель — стартер. Основными частями стартера,
как и генератора, являются: корпус, якорь с обмотками и коллектором,
две крышки, щетки и щеткодержатели.

В связи с потреблением стартером значительной силы
тока (до 900 А) обмотки возбуждения и якоря выполнены из
толстого провода. Четыре секции обмотки возбуждения
включены последовательно обмоткам якоря двумя параллельными
ветвями по две обмотки возбуждения в каждой. Щетки
для лучшей проводимости сделаны меднографитными.
Две щетки соединены с массой, а две — с обмотками возбуждения. Закрепленные в щеткодержателе щетки прижимаются
к коллектору пружинами. Для приведения во вращение
коленчатого вала двигателя стартер оборудован приводом,
соединяющим вал стартера с зубчатым венцом маховика.
Стартер включают при помощи выключателя зажигания.
Работа стартера основана на взаимодействии магнитных
полей обмоток возбуждения и якоря при прохождении
по ним электрического тока.

Привод стартера должен обеспечивать соединение шестерни
стартера с венцом маховика только на время пуска
двигателя. После пуска вал стартера должен немедленно
отключаться, в противном случае венец маховика будет вращать
якорь стартера с очень большой частотой и витки обмотки
якоря могут под действием центробежной силы выйти
из пазов.

На изучаемых автомобилях применяют стартер с дистанционным
управлением и электромагнитным включением. Привод состоит из реле включения, тягового реле
с двумя обмотками — втягивающей и удерживающей, рычага
с вилкой, кольца, пружины, шлицованной втулки и муфты.
Втягивающая обмотка включена последовательно обмотке
якоря, а удерживающая — параллельно.
Муфта свободного хода состоит из ведущей
обоймы, перемещающейся на шлицах вала, и ведомой
обоймы с шестерней и четырьмя клинообразными выемками.
В клинообразных выемках помещены ролики с пружинами.
Вращение ведущей обоймы вызывает перемещение
роликов в узкую часть выемки и заклинивание ведомой обоймы
на ведущей. Если вращать по ходу ведомую обойму относительно
ведущей, то ролики перемещаются в более широкую
часть выемок и ведомая обойма будет свободно вращаться
на ведущей.

Для включения стартера необходимо повернуть ключ
зажигания вправо до отказа, при этом замыкается цепь обмотки
реле включения. Созданное обмоткой реле магнитное
поле приводит к замыканию контактов реле, в результате
втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле включаются
в электрическую цепь. Под действием магнитного
поля обмоток втягивается сердечник тягового реле и рычагом,
связанным с ним, вводит в зацепление шестерню привода
с венцом маховика. Одновременно медный контактный
диск на другом конце стержня после включения шестерни
замкнет силовую электрическую цепь стартера.

При повороте ключа зажигания в исходное положение
цепь удерживающей обмотки размыкается, и сердечник тягового
реле, а с ним рычаг и медный диск включения вернутся
в исходное положение, стартер выключится.

На автомобиле КамАЗ в стартере применен привод с храповичным
механизмом свободного хода. Привод перемещается
по шлицам вала якоря. Он состоит из корпуса, ведущей
и ведомой полумуфт, пружины, втулки со спиральными шлицами
и механизма для центробежного разъединения полумуфт.
Стартер следует включать на время не более 5 с. При
необходимости стартер можно включать повторно с интервалом
не менее 0,5 мин. Этот промежуток времени необходим
для восстановления работоспособности аккумуляторной батареи.
Включать стартер можно не более 3 раз подряд.