MENU

ИЗНАШИВАНИЕ ПРИ ЗАЕДАНИИ

Изнашиванием при заедании называют процесс разрушения
поверхностей в результате схватывания, глубинного
вырывания материала, переноса его с одной поверхности на
другую.

Данному виду изнашивания подвергаются узлы и сопряжения
деталей, работающие в условиях трения скольжения.
Сюда относятся пары трения скольжения цилиндр — поршневое
кольцо, шейка коленчатого вала — вкладыш, шарнирные
соединения и многие др.

Механизм изнашивания при заедании представляется
следующим образом. В реальных условиях контакт двух
поверхностей в определенный момент времени происходит
не по всей поверхности, а по отдельным точкам. Практически
реальная площадь контакта в 10... 100 раз меньше расчетной,
соответственно в это же количество раз увеличивается
удельная нагрузка.
Высокие значения удельных давлений в отдельных точках
вызывают диффузию атомов одного металла в другой с
образованием атомно-молекулярных металлических связей
. Так как поверхности при работе перемещаются
друг относительно друга, то происходит разрыв образовавшихся
металлических связей . В результате
на одной поверхности возникают раковины, а на другой —
наросты. Далее при относительном перемещении деталей
наросты царапают ответные поверхности с образованием на
них пластически деформированных рисок, сами же наросты
сминаются под действием высоких температур, возникающих
в процессе трения. Таким образом, на поверхностях трения
будут визуально видны раковины со следами вырыва
металла, пластически деформированные риски и смятые
наросты металла.

Приведенный выше механизм изнашивания при заедании
имеет место в условиях сухого или граничного трения, а
также при недостаточной смазке при малых скоростях скольжения.
Заедание поверхностей характеризует аварийное состояние
сопряжения и в процессе эксплуатации машин должно
быть исключено.

При больших скоростях процесс схватывания приводит
к расплавлению отдельных участков деталей и их свариванию.
Примером этого служит заклинивание поршня в цилиндре
при недостаточной смазке.

При выполнении ремонтных работ на автомобиле необходимо
иметь в виду следующее.

Диффузия наиболее интенсивно проявляется в парах трения
с однородными металлами. Поэтому в сопряжениях
вал — втулка необходимо применять разнородные металлы:
сталь — бронза, сталь — чугун и др.

Снижению схватывания трущихся поверхностей способствует
смазка. Работа подшипников скольжения, качения,
зубчатых передач без смазки недопустима. Большое значение
имеет правильный выбор смазочного материала с учетом
его противозадирных свойств.