MENU

Создание безопасных условий труда

 


Создание безопасных условий труда должно быть определяющим
в любой сфере производственной деятельности
человека. И тем более там, где работа связана с повышенной
опасностью для здоровья человека.

В России существует государственная Система стандартов
безопасности труда, устанавливающая общие требования
безопасности работ (ГОСТ 12.3.017—85), которые проводятся
на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и
специализированных центрах при всех видах технического
обслуживания (ТО) и текущего ремонта (TP) грузовых и легковых
автомобилей, автобусов, тягачей, прицепов и полуприцепов
(далее — автомобилей), предназначенных для эксплуатации
на дорогах общей сети России.

За обеспечением безопасных условий труда ведут наблюдение
прокуратура, госсанинспекция, гортехнадзор, пожарная
инспекция и другие службы государственного контроля.
Ответственность за выполнение всего объема задач по созданию
безопасных условий труда возлагается на руководство
автотранспортного предприятия в лице директора и главного
инженера.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж
по технике безопасности и производственной санитарии,
который является первым этапом обучения технике
безопасности на данном предприятии. Вторым этапом обучения
является инструктаж на рабочем месте, проводимый
с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно
по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать. При выполнении работ повышенной
опасности проводятся повторные инструктажи через
определенные промежутки времени, но не реже одного раза
в 3 месяца.

Дополнительный (внеплановый) инструктаж проводится
при нарушении работающим правил и инструкций по технике
безопасности, технологической и производственной дисциплины,
а также при изменении технологического процесса,
вида работ и типа обслуживаемых автомобилей. Все виды
инструктажей записываются в специальные журналы, которые
хранятся у руководителя предприятия, цеха или производственного
участка.

Слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказать
первую помощь при несчастных случаях, поражении током
до прибытия скорой медицинской помощи или доставки пострадавшего
в медицинское учреждение.

К производственному травматизму относятся увечья, ранения,
ожоги, поражения электрическим током, отравления
и профессиональные заболевания, связанные с выполнением
своих трудовых обязанностей.

Производственный травматизм возникает вследствие недостатков
в организации труда, пренебрежения правилами
безопасности и отсутствия должного контроля за их выполнением.
Наиболее характерными причинами возникновения
травматизма являются:

• отсутствие или проведенный в недостаточном объеме инструктаж
работающего о правилах безопасности труда;
• нарушение технологического процесса;
• неисправности оборудования, приспособлений и инструмента
или его несоответствие условиям выполняемых
работ;
• отсутствие ограждений, предупреждающих или запрещающих
надписей;
• несоответствие выполняемой работе или небрежное использование
спецодежды;
• недостаточное освещение;
• низкий уровень технической культуры производства.
Государственный стандарт требует, чтобы процессы ТО
и TP были безопасными на стадиях:
• подготовки автомобилей к ТО и TP;
• непосредственного выполнения работ;
• испытаний и проверок систем автомобилей;
• заправки автомобилей горюче-смазочными материалами
и спецжидкостями;
• хранения и транспортирования автомобилей,
деталей,
агрегатов и материалов;
• удаления и обезвреживания отходов производства.
Требования к предупреждению несчастных случаев
на стационарных постах технического обслуживания
и текущего ремонта

ТО и TP необходимо выполнять в специально предназначенных
для этой цели местах (постах) с применением устройств,
приспособлений, оборудования и слесарно-монтажного
инструмента, предусмотренных для конкретного вида
работы.

Слесарно-монтажные инструменты, применяемые на постах
ТО и TP, должны быть исправными. Не допускаются
использование гаечных ключей с изношенными гранями и
несоответствующих размеров, применение рычагов для увеличения
усилий затягивания резьбового соединения, а также
зубила и молотка в этих целях. Рукоятки отверток, напильников,
ножовок должны быть изготовлены из пластмассы
или дерева, на их поверхностях не должно быть сколов.
Деревянные рукоятки во избежание раскалывания должны
иметь металлические скрепляющие кольца.

Для осмотра автомобилей необходимо применять только
переносные безопасные лампы напряжением 36 В с предохранительными
сетками. При работе в осмотровых канавах напряжение
ламп не должно превышать 12 В. Ручные электроинструменты
присоединять к электросети только через розетки
с заземляющим контактом. Провода электроинструмента
подвешивать, не допуская соприкосновения их с полом.

Перед установкой на пост ТО и TP автомобили следует
очистить от грязи и вымыть.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и
TP, необходимо надежно закрепить путем подстановки не
менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом.
При этом рычаг переключения коробки передач должен
быть установлен в положение, соответствующее низшей
передаче. На автомобилях с карбюраторным двигателем
или с газобаллонной установкой следует выключить
зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем —
перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо необходимо навесить табличку с надписью
«Двигатель не запускать: работают люди!»

При обслуживании автомобиля с помощью подъемника
на механизме управления подъемником следует вывесить
табличку с надписью «Не трогать, работают люди!» В рабочем
положении упорные лапы подъемника должны быть надежно
зафиксированы металлическим упором, предотвращающим
самопроизвольное опускание автомобиля на подъемнике.


Осмотровые канавы должны иметь направляющие предохранительные
борта-реборды и содержаться в чистоте. Не
допускаются разлив масла и наличие сырости на дне и стенах
канавы.

При работе с высоко расположенными деталями, агрегатами
и механизмами автомобиля следует применять только
металлические подпоры, которые должны быть устойчивыми,
прочными, надежными.

Подъем и транспортирование узлов и агрегатов массой
более 20 кг осуществлять только с помощью подъемно-транспортных
механизмов, используя специальные приспособления
по схеме захвата объекта, предусмотренной для данного
вида работ.

Для буксировки неисправного автомобиля можно использовать
мягкую сцепку (цепь, трос) или жесткую (металлическую
трубу или штангу с проушинами). При сцепке автомобиля
с прицепом необходимо, чтобы помимо водителя
был человек, подающий водителю сигналы об изменении
направления движения или остановке. Чтобы не допустить
произвольного отцепления прицепа после сцепки, необходимо
закрепить сцепное устройство, применяя предохранительную
цепь или трос.

При буксировке необходимо выполнять ряд правил:

На мягкой сцепке можно буксировать только один автомобиль
с исправным управлением, звуковым сигналом и освещением
(при буксировке в ночное время). Длина мягкой
сцепки должна быть от 4 до 6 м. Мягкую сцепку необходимо
присоединять к двум буксирным крюкам. Если буксирных
крюков нет, то ее следует присоединять к раме. Нельзя
присоединять буксир к переднему мосту. Буксирный трос
нужно обозначить в соответствии с «Правилами дорожного
движения», ночью — освещать.

На жесткой сцепке в буксируемом автомобиле должны
быть исправны рулевое управление, передний мост и в темное
время суток приборы освещения.

Скорость при буксировании необходимо снижать. Запрещается выполнять какие-либо работы на автомобиле, один край которого приподнят подъемным механизмом, но не установлен на специальные подставки.

Снятие с автомобилей деталей и агрегатов, заполненных
жидкостями, следует производить только после полного слива
этих жидкостей.

Мойку и очистку двигателей, деталей и агрегатов автомобилей
необходимо производить в моечных устройствах или
емкостях специально предназначенными для этого веществами
с последующим обезвреживанием отложений.

Прежде чем поворачивать коленчатый вал двигателя или
карданный вал, необходимо убедиться, что подача топлива
отключена, и установить рычаг переключения в нейтральное
положение.

Перед пуском двигателя автомобиль следует затормозить
стояночным тормозом, рычаг переключения коробки передач
установить в нейтральное положение. При пуске двигателя
пусковой рукояткой запрещается применять дополнительные
рычаги и усилители, а также брать рукоятку в обхват
кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществлять
снизу вверх.

ТО и TP автомобиля следует осуществлять при неработающем
двигателе, за исключением случаев, когда работа
двигателя необходима по технологическому процессу данной
операции.

Пуск двигателя и трогание автомобиля с места следует
производить с учетом обеспечения безопасности работающих
с данным автомобилем и находящихся вблизи людей.

Испытание тормозных систем автомобиля необходимо
осуществлять на стенде. Допускается проведение испытаний
на специальной площадке вне помещения, при этом ее размеры
должны обеспечивать безопасность людей и автомобилей
даже в случае неисправности тормозов.

Снятие и установку рессор, амортизаторов, пружин следует
осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля
путем установки под шасси (кузов) специальных упоров (козелков). Ремонт или замену подъемного механизма грузовой
платформы автомобиля-самосвала необходимо проводить
после установки под платформу дополнительного упора, исключающего
возможность самопроизвольного опускания или
падения платформы.

Выпрессовывание втулок, подшипников и снятие других
деталей, требующих приложения значительных усилий,
следует производить при помощи прессов или специальных
съемников. Съемники должны надежно захватывать детали
в месте приложения усилия.

Перед началом ТО и TP автомобиля-цистерны для перевозки
легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ цистерна
должна быть освобождена, проветрена и надежно заземлена.


Аккумуляторные батареи следует демонтировать и устанавливать
с помощью специальных устройств, исключающих
падение аккумуляторных батарей. Все работы, связанные
с ТО и ремонтом, необходимо производить в специально
оборудованных для этих целей помещениях и спецодежде
(защитные очки, резиновые перчатки и прорезиненный
фартук). Приготовлять электролит следует в стеклянных
емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с
тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой
палочкой. Аккумуляторные батареи, устанавливаемые
на зарядку, необходимо подсоединять зажимами, исключающими
возможность искрообразования. При зарядке
аккумуляторных батарей пробки из банок должны быть вывернуты
и обеспечена надежная вентиляция помещения.

Ремонт рамы следует проводить на доставках или на автомобиле с установленными колесами. Демонтированные кузова и кабины автомобилей, подлежащие ремонту, должны быть надежно установлены в удобном для проведения работ положении на специальные стенды или подставки. Рихтовку кузовных деталей из листового проката необходимо осуществлять
на автомобиле или специальных стендах.

В целях исключения возможности возгорания горючих
материалов (топливо, масла, обивка и др.) электрогазосварочные
работы непосредственно на автомобиле следует проводить
согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и
сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо
осуществлять только после полного удаления этих веществ
и их паров путем специальной обработки.

Демонтаж шин с диска колеса необходимо производить
после полного снятия давления в камере шины. Монтаж и
демонтаж шин следует осуществлять только при помощи
предназначенного для этого оборудования, устройств, приспособлений
и инструмента с применением специальных ограждений,
обеспечивающих безопасность работающих в случае
вылета замочного кольца. Шину на диск колеса, имеющего
замочное кольцо, допускается монтировать при условии
отсутствия повреждений диска колеса и замочного кольца.
Необходимо тщательно проследить за тем, чтобы замочное
кольцо полностью вошло в выемку обода.

Не допускается проводить подкачку колес без снятия с
автомобиля, если нарушена сборка колеса или давление в
колесе снижено более чем на 40% от нормативного значения.
Накачивание колес, имеющих замочные кольца, следует
осуществлять с применением специальных ограждений,
обеспечивающих безопасность работающих в случае вылета
замочного кольца.

Для проведения регулировочных работ при работающем
двигателе пост ТО и TP оборудуется местным отсосом для
удаления отработавших газов из помещения.

Принимают автомобиль на ходу вне помещения. Вождение
автомобиля на территории автотранспортного предприятия,
в том числе и опробывание автомобилей после регул ировки и ремонта, разрешается только лицам, имеющим удостоверение
на право вождения автомобиля данной категории.
Движение на территории и в производственных помещениях
регулируется установленными дорожными знаками.
Скорость движения не должна превышать 10 км/ч на подъездных
путях территории и 5 км/ч в производственных помещениях.


Производственная санитария

Важным условием безопасного и высокопроизводительного
труда является устранение воздействия производственных
вредностей:

• загрязнения воздушной среды;
• шумов и вибраций;
• ненормального теплового режима (сквозняки, низкая
или высокая температура на рабочих местах).
Под воздействием производственных вредностей могут
возникнуть профессиональные заболевания.
Задачей производственной санитарии и гигиены труда является
полное исключение или существенное уменьшение
производственных вредностей. Помещения автотранспортных
предприятий и организаций автомобильного сервиса
должны быть оборудованы централизованным или автономным
отоплением, приточно-вытяжной вентиляцией, санитарно-
бытовыми помещениями, душевыми, гардеробными,
умывальными, туалетами, помещениями, оборудованными
для приема пищи, и местами для курения.

Противопожарные мероприятия

Для помещения автотранспортных предприятий и служб
автосервиса характерна высокая пожароопасность. Чтобы не
создавать условий для возникновения пожара в производственных
помещениях и на автомобиле, запрещается:

• допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива
и масла;
• оставлять в кабине (салоне), на двигателе и рабочих
местах обтирочные материалы;
• допускать течь в топливопроводах, баках и приборах
системы питания;
• держать открытыми горловины топливных баков и сосудов
с воспламеняющимися жидкостями;
• мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты,
мыть руки и одежду бензином;
• хранить топливо (за исключением находящегося в топливном
баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных
материалов;
• пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;
• подогревать двигатель открытым огнем.
Все проходы, проезды, лестницы и рекреации автотранспортных
предприятий должны быть свободны для прохода
и проезда. Чердаки нельзя использовать под производственные
и складские помещения.

Курение на территории и в производственных помещениях
автотранспортного предприятия разрешено только в отведенных
местах, оборудованных противопожарными средствами
и надписью «Место для курения». На видных местах
около телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички
с указанием телефонов пожарных команд, план эвакуации
людей, автомобилей и оборудования на случай пожара
и фамилии лиц, ответственных за пожарную безопасность.


Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рукавами
и стволами, заключенными в специальные шкафы. В
помещениях для технического обслуживания и ремонта автотранспортных
средств устанавливают пенные огнетуши
тели (один огнетушитель на 50 м2 площади помещения) и
ящики с сухим песком (один ящик на 100 м2 площади помещения).
Около ящика с песком на пожарном стенде должны
располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.

Своевременное обнаружение загорания и быстрое уведомление
пожарной команды является главным условием успешной
борьбы с возникшим пожаром.