MENU

Приработка и испытание двигателя после
ремонта своими руками


Приработка — это процесс изменения макро- и микрогеометрии,
а также физико-механических свойств трущихся
поверхностей деталей механизма или агрегата с целью
подготовки его к восприятию эксплуатационных нагрузок.
Приработка является заключительным этапом ремонта двигателя.
На крупных ремонтных предприятиях, выполняющих
капитальный ремонт двигателей, их приработка и испытание
после ремонта осуществляется на специальных испытательных
стендах в три стадии: холодная приработка,
когда коленчатый вал двигателя принудительно приводится
во вращение внешним источником энергии (обычно электродвигателем);
горячая обкатка без нагрузки, когда обкатываемый
двигатель работает самостоятельно; горячая приработка
с нагрузкой, когда двигатель работает, преодолевая
сопротивление нагрузочного тормозного устройства
(электродвигатель, работающий в режиме генератора или
гидротормоз).

Холодная приработка двигателя производится на испытательном
стенде, оборудованном системой принудительной
циркуляции масла с его подогревом. Холодная приработка
производится при малых оборотах коленчатого вала в течение
часа: 30 мин при частоте 450...500 мин–1 и 30 мин с постепенным
увеличением частоты вращения коленчатого вала
двигателя до 900...950 мин–1. Или крутить коленвал шморгалкой.

После окончания холодной приработки отсоединяют от
двигателя систему принудительной циркуляции масла, заливают
масло в картер двигателя до нормального уровня и
производят горячую приработку (обкатку).

Горячая обкатка двигателя без нагрузки (на холостом
ходу) производится в течение 50...60 мин при постоянном
увеличении частоты вращения коленчатого вала от 900 до
1500...1600 мин–1 и более в зависимости от марки двигателя.
При этом проверяют подтекание охлаждающей жидкости,
топлива и масла через соединения трубопроводов и прокладки,
давление масла в смазочной системе, наличие стуков и
шумов в работе двигателя. При выявлении неисправностей
двигатель останавливают, производят их устранение, а затем
продолжают обкатку.
Горячая приработка двигателя под нагрузкой производится
с дальнейшим постепенным увеличением оборотов, а
также нагрузки на двигатель в соответствии с рекомендуемыми
для данного двигателя режимами обкатки, с помощью
специального нагрузочного устройства при такой приработке
постоянно увеличивают тормозной момент, и соответственно
возрастает развиваемая двигателем мощность.

При отсутствии специального испытательного стенда
отремонтированный двигатель можно обкатать после его
установки на автомобиль.

Обкатка двигателя на автомобиле производится сначала
на холостом ходу в соответствии с приведенными выше
рекомендациями по горячей обкатке двигателя без нагрузки.
А затем двигатель обкатывается на пробеге 5000 км с
соблюдением рекомендуемых в инструкции по эксплуатации
максимальных скоростей движения на каждой передаче.


Необходимо учитывать, что после ремонта двигатель
имеет повышенное сопротивление вращению, поэтому в течение
его обкатки не рекомендуется доводить его работу до
максимальных режимов. В обкаточный период необходимо
более часто, чем при обычной эксплуатации, проверять отсутствие
подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и
масла, наличие посторонних шумов, а также контролировать
давление масла и температуру охлаждающей жидкости
и оперативно устранять выявленные неисправности.

Замена масла в двигателе после ремонта осуществляется
в более короткие сроки — первая замена производится через
1000...2000 км пробега, а далее — в соответствии с рекомендацией
инструкции по эксплуатации данного автомобиля.