ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ
Производственный и технологический
процессы ремонта
Производственным процессом называют совокупность
действий людей и орудий труда, необходимых на данном
предприятии, для изготовления и ремонта продукции. Часть
действий людей относится к выполнению основных работ,
связанных с изменением формы, размеров, свойств и состояния
продукции. Другая часть действий людей связана с
выполнением вспомогательных работ, таких как транспортные
и складские работы, содержание и ремонт зданий и оборудования,
материально-техническое снабжение и др.
Технологический процесс ремонта — часть производственного
процесса, связанная с выполнением основных работ
по ремонту автомобиля: разборка его на агрегаты, узлы,
детали; ремонт деталей; сборка, испытание и окраска; сдача автомобиля заказчику. Эти работы выполняются в определенной
последовательности в соответствии с технологическим
процессом.
Элементами технологического процесса являются следующие
его части.
Операция — часть технологического процесса ремонта,
выполняемая непрерывно на одном рабочем месте, определенным
видом оборудования, рабочими одной профессии.
Операция обычно носит название оборудования, с помощью
которого производится операция. Например, сборочная операция
выполняется в сборочном цехе с использованием сборочного
оборудования слесарем-сборщиком и т. д.
Установка — часть операции, выполняемая на изделии
при изменении его положения относительно оборудования,
инструмента. Например, сборочная операция автомобиля
состоит из установки двигателя, коробки перемены передач
и т.д.
Переход — часть операции, установки, выполняемая над
одним участком изделия, одним инструментом, работающим
в одном и том же режиме. Например, установка двигателя
состоит из нескольких переходов: строповка двигателя; поднять,
перенести, поставить двигатель на раму; закрепить
двигатель на раме.
Проходом называется один из нескольких переходов, следующих
друг за другим. Например, переход — строповка двигателя
состоит из двух проходов — увязка одного стропа на
двигателе с одной стороны и закрепление другого конца на
крюке крана; то же самое, но со вторым стропом и с другой
стороны двигателя.
Рабочий прием — часть перехода или прохода, представляющая
собой законченный цикл рабочих движений. Например,
закрепление одного конца стропа на двигателе с одной
стороны — один прием, закрепление другого конца стропа
за крюк крана — другой рабочий прием.
Рабочее движение — наименьший момент операции. Например,
взять деталь есть рабочее движение.
Разработка технологического процесса состоит в том, что
для каждого его элемента устанавливаются описание содержания
работ, необходимое оборудование, приспособления и
инструмент, сложность работ и нормы трудозатрат. Все эти
данные заносятся в технологические карты. В зависимости
от объема выполняемых работ устанавливается различная
глубина разработки техпроцесса. Для небольших предприятий
с малым объемом работ техпроцесс разрабатывается на
уровне операций и установок с использованием универсального
оборудования и инструмента. В технологической карте
указывается только порядок выполнения операций (маршрутная
технологическая карта). Работы производятся рабочими
высокой квалификации.
Для СТОА с достаточно большим объемом работ разработка
технологического процесса ведется на уровне переходов
и проходов с указанием содержания работ по каждой
операции. Работы выполняются на специальном оборудовании
(стендах) с использованием специальных приспособлений
и инструмента по операционным технологическим картам.
Разработка техпроцесса ведется отдельно для технического
обслуживания ТО-1, ТО-2 и для ремонтных работ по
текущему и капитальному ремонтам.
Наибольший объем выполняемых работ имеет место при
капитальном ремонте автомобилей, который производится
на специализированных авторемонтных заводах.
Укрупненно порядок работ можно представить в следующем
виде.
Принятые на ремонт автомобили проходят наружную
мойку и поступают на операцию разборки. С рамы автомобиля, базовой детали снимают все агрегаты, очищают их от грязи, масла, разбирают на узлы и детали. Снятые детали сортируют на годные, негодные и требующие ремонта. Годные детали идут повторно на сборку, негодные детали отправляют на металлолом, детали, требующие ремонта, восстанавливают и направляют на сборку узлов. Узлы собирают
в агрегаты, агрегаты снова устанавливают на раму автомобиля.
Собранный автомобиль испытывают и сдают заказчику.
Важно отметить, что по такой же схеме производится
разработка технологического процесса проведения текущего
ремонта с той особенностью, что в этом случае меньше количество
и выполняются они в меньшем объеме.