MENU

Регулировка зазоров клапанов двигателей ВАЗ-2105 и
-2106 осуществляется в определенной последовательности:

1. Вывернуть свечи зажигания.
2. Снять крышку головки цилиндров,
отвернув гайки ее
крепления.
3. Проворачивая коленчатый вал специальным ключом за
шестигранник храповика, установить поршень четвертого
цилиндра в положение ВМТ в конце такта сжатия,
совместив показанные стрелками метки на
звездочке распределительного вала и выступе корпуса
подшипников.
4. Для регулировки зазора нужно ослабить контргайку регулировочного болта и поворотом последнего установить
по щупу необходимый зазор между рычагом и затылком
кулачка распределительного вала.

5. Отрегулировать зазоры у остальных клапанов, проворачивая
коленчатый вал каждый раз на 180° в следующем
порядке:
Угол поворота коленчатого вала от ВМТ, град
Номер цилиндра, поршень которого
находится в ВМТ в конце сжатия
0
4
180
2
360
1
540
3
Номера регулируемых клапанов:
впускного
выпускного
6
8
7
4
3
1
2
5

6. После регулировки установить на место ранее снятые
детали.
Техническое обслуживание механизма газораспределения.
Ежедневно при контрольном осмотре автомобиля после
прогрева двигателя необходимо на слух убедиться в отсутствии
стуков при различной частоте вращения коленчатого
вала.

После первых 2000 км пробега, а в дальнейшем через
30 000 км на двигателях ВАЗ надо подтягивать гайки крепления
крышки подшипников распределительного вала в установленной
последовательности моментом 18,4...22,6 Н·м
(1,9...2,3 кгс·м).

После каждых 15 000 км пробега необходимо проверять
состояние и степень натяжения ремня привода распределительного
вала и натягивать его. При наличии складок, трещин,
расслоения, замасливания и разлохмачивания приводного
ремня возникает опасность разрыва при работе двигателя,
поэтому в этом случае он должен быть заменен ранее
установленного срока (60 000 км пробега). В случае замасливания
ремень тщательно протирают ветошью, смоченной
бензином.
На двигателях ВАЗ-2106, УАЗ 331 и -412 для предупреждения
преждевременного изнашивания и снижения шума
цепного привода распределительного вала необходимо первые
две его подтяжки производить через 5000 км пробега, а
последующие через каждые 10 000 км пробега.

После каждых 30 000 км пробега (а при необходимости и
раньше) надо проверять и регулировать тепловые зазоры
клапанов. После каждых 60 000 км пробега рекомендуется
производить замену зубчатого ремня привода распределительного
вала и маслоотражательных колпачков.

Ремонт и техническое обслуживание
системы охлаждения

Неисправности системы охлаждения имеют следующие
признаки: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или
переохлаждение двигателя, а также повышенный шум при
работе жидкостного насоса, возникающий при выходе из
строя его подшипников.

Подтекание охлаждающей жидкости может быть вызвано
негерметичностью соединений шлангов системы охлаждения
со штуцерами и патрубками, неплотностью соединений
фланцев патрубков, негерметичностью спускных пробок
и краника отопителя, повреждением шлангов, трещинами
в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного
сальникового уплотнения жидкостного насоса (при вытекании
жидкости из дренажного отверстия насоса).

Контроль герметичности системы охлаждения производится
специальным устройством, которое устанавливается
вместо пробки на горловину радиатора или расширительного
бачка и при помощи насоса устройства создают избыточное
давление в системе 0,05...0,07 МПа, при котором не допускается
просачивания жидкости из системы. Однако обычно подтекание жидкости легко обнаруживается по мокрым
следам на месте стоянки, а также по снижению уровня охлаждающей
жидкости в системе охлаждения.

Негерметичность соединений шлангов и фланцев патрубков
устраняется подтяжкой их креплений — хомутов и резьбовых
деталей. Поврежденные шланги и негерметичные
пробки и краники заменяют на новые.

Подтекание жидкости через трещины в бачках или сердцевине
радиатора устраняется заделкой трещин при помощи
пайки или заклеивания. Незначительное подтекание жидкости
через радиатор может быть устранено при помощи добавления
в охлаждающую жидкость специальных герметиков.
Однако применение герметиков устраняет подтекание
жидкости, как правило, лишь на небольшое время и может
иметь вредные для системы охлаждения двигателя последствия.
При добавлении герметика в охлаждающую жидкость
его частицы осаждаются не только на поврежденные места,
но и на остальные поверхности, увеличивая отложения на
внутренних поверхностях элементов системы охлаждения.
Это может ухудшить циркуляцию жидкости в системе и соответственно
снизить эффективность охлаждения двигателя
и работы отопителя. В этом случае помимо замены негерметичного
радиатора потребуется тщательно промыть всю
систему охлаждения.

В случае вытекания жидкости через дренажное отверстие
корпуса жидкостного насоса необходимо снять его с
автомобиля для ремонта (замены деталей сальникового уплотнения)
или замены. Если небольшое подтекание из дренажного
отверстия обнаружено в период обкатки автомобиля,
это может являться результатом незаконченной приработки
деталей уплотнения и принимать меры к устранению течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет к попаданию жидкости в подшипники насоса и к их разрушению.
Перегрев двигателя характеризуется повышенной температурой
и возможным закипанием охлаждающей жидкости.
Возникает он вследствие недостаточного уровня охлаждающей
жидкости; пробуксовки или обрыва ремня привода
жидкостного насоса и генератора (кроме двигателей ВАЗ-2108
и МеМЗ-245, у которых привод жидкостного насоса от зубчатого
ремня газораспределительного механизма); неисправности
электровентилятора (не включается из-за неисправности
датчика или электродвигателя, который не дает нужной
частоты вращения); поломки крыльчатки жидкостного насоса;
неисправности термостата (не открывается основной
клапан и жидкость через радиатор не циркулирует); засорения
воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложения
загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки
охлаждения.

При перегреве двигателя охлаждающая жидкость значительно
увеличивается в объеме и может происходить ее
выход через пробку распределительного бачка (а может и не происходить). А при сильном
(свыше 110°С) перегреве жидкости она может закипеть (хотя иногда и не кипит) и вследствие значительного повышения давления в
системе охлаждения (особенно при неисправном паровом
клапане пробки расширительного бачка или радиатора) может
нарушиться герметичность радиатора (радиатор потечет).
Кроме того, при перегреве происходят потеря мощности
двигателя вследствие ухудшения наполнения цилиндров
горючей смесью, а также падение давления и выгорание
масла, что приводит к усиленному изнашиванию поршневой
группы и цилиндров. При длительной работе с повышенной
температурой возможно заклинивание поршней
в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэтому при первых
признаках перегрева необходимо принимать меры к
устранению его причин. При снижении уровня охлаждающей
жидкости необходимо определить и устранить причину
его снижения и долить необходимое количество охлаждающей
жидкости
Пробуксовка ремня привода жидкостного насоса (кроме
двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245 - у них если ремень ГРМ порвет то мотор не будит работать) может происходить вследствие
его слабого натяжения и (или) замасливания (а может и не происходить). Ослабление натяжения ремня является следствием его вытягивания по причине бестолковости водилы, в результате чего частота вращения насоса, вентилятора и генератора
отстает от частоты вращения коленчатого вала (ну в смысле ремень проскальзывает). Признаками пробуксовки ремня помимо перегрева двигателя являются подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд аккумуляторной батареи (более тусклый, чем обычно, свет ламп - вобщем хана аккумулятору который стоит много денег).

Проверка натяжения ремня привода жидкостного насоса
и генератора осуществляется по прогибу ремня при приложении
к нему определенного усилия. Для проверки натяжения
могут использоваться линейка с рейкой. При
измерении рейку прикладывают к приводным шкивам, а
линейку устанавливают посередине рейки и, надавливая на
линейку с определенным усилием, измеряют величину прогиба
ремня и сравнивают измеренное значение с требуемым.
Однако точность измерения при использовании данного способа
невысока и в значительной степени зависит от опыта
работника, поскольку при данном способе не производится
измерения прилагаемого к линейке усилия. Поэтому для
более точного измерения натяжения ремня следует использовать
специальное динамометрическое устройство, состоящее
из динамометра со шкалой и планки. При измерении
натяжения ремня с помощью динамометрического устройства
его планку опирают на шкивы ремня и, надавливая на
ручку до упора буртика штока в упорную втулку, снимают
со шкалы значение приложенного к ремню усилия.

Величины прогиба ремней привода жидкостного насоса
и генератора должны составлять на двигателях ВАЗ
10...15 мм при усилии натяжения 100 Н, а на других рассматриваемых
двигателях — 8...9 мм при усилии 100 . на
двигателе МеМЗ-245 и 40 . — на остальных двигателях.

Для натяжения ослабленного ремня необходимо ослабить
гайки крепления генератора к натяжной планке и кронштейну
блока цилиндров соответственно, а на двигателях
УЗАМ-331 и -412 также и гайку крепления натяжной планки
к блоку. Затем с помощью монтажной лопатки отжимают
генератор от блока, добиваясь необходимого натяжения ремня,
и фиксируют положение генератора предварительной затяжкой
гайки крепления его к планке. После проверки натяжения
ремня производится окончательная затяжка гайки
крепления генератора к планке и остальных гаек крепления
генератора.

При регулировке натяжения ремня необходимо иметь в
виду, что при недостаточном натяжении ремня на больших
оборотах двигателя вследствие пробуксовки он будет нагреваться
и это приведет к его износу и расслоению. В то же
время при чрезмерном натяжении ремня происходит ускоренный
износ подшипников жидкостного насоса и генератора, а
также ускоренное вытягивание и разрушение самого ремня.

Замасливание ремня удаляется после его снятия протиркой
ручьев приводных шкивов и самого ремня тряпкой, слегка
смоченной в бензине.

Снятие и установка ремня привода водяного насоса и генератора
производятся следующим образом. Для снятия ремня
необходимо ослабить крепления генератора, как описано
выше, прижать генератор с помощью монтажной лопатки к
блоку двигателя и снять освобожденный ремень со шкива.
Установку ремня производят в обратном порядке. После установки
ремня проверяют его натяжение и при необходимости
производят регулировку натяжения.

При обрыве ремня производится установка нового ремня
и проверка его натяжения в описанном выше порядке.

Проверка электропривода вентилятора производится по
температуре охлаждающей жидкости, при которой происходят
его включение и выключение. Температура замыкания
контактов устанавливаемого на изучаемых автомобилях датчика
включения электродвигателя вентилятора ТМ108 составляет
89...94°С. Если при данной температуре не происходит
включения вентилятора или же он не отключается при
снижении температуры ниже 80°С, то необходимо найти и устранить причину неисправности (устранить обрыв в электрической
цепи привода вентилятора, заменить неисправный
датчик или электродвигатель вентилятора или просто подождать пока само не пройдет).

Проверка действия термостата может производиться непосредственно
на автомобиле. Для этого необходимо пустить
двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний
патрубок радиатора. При исправном термостате бачок или
патрубок начинает прогреваться, когда температура охлаждающей
жидкости достигнет 80...90°С. При этом стрелка
указателя температуры в комбинации приборов должна находиться
на расстоянии 3...4 мм от красной зоны шкалы или
располагаться между делениями 80... 100 мм на цифровом
указателе. Однако более просто и удобно производить проверку
термостата (особенно термостата двигателя УЗАМ-412,
который не вмонтирован в закрытый штампованный корпус,
как на других двигателях), если снять его с двигателя.
Для этого снятый с двигателя термостат опускают в сосуд с
водой, нагревают в нем воду и определяют по термометру
температуру начального и полного открытия клапанов, а также
их ход.

Термостат считается исправным, если температура начала
открытия основного клапана и его ход составляют соответственно
85...89°С и ход клапана не менее 8 мм — для двигателей
ВАЗ-2108 и МеМЗ-245; 77...86°С и ход клапана не менее
6 мм — для остальных рассматриваемых двигателей.

При выходе контролируемых параметров за указанные выше пределы термостат подлежит замене. При поломке жидкостного насоса его снимают с двигателя, разбирают и восстанавливают его работоспособность заменой вышедших из строя деталей либо заменяют на новый автомобиль и ездят дальше на нем радостно).

Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора
определяется внешним осмотром и устраняется вначале прочисткой
щеткой с длинным ворсом, промывкой сердцевины
струей воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжатым
воздухом но не сильно!
Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и в радиаторе
значительно ухудшают теплоотдачу и вызывают поэтому
систематический перегрев двигателя. Для устранения этого
необходимо промыть систему охлаждения одним из специальных
составов, удаляющих накипь, в соответствии с технологией
его применения, после чего промыть систему чистой
водой и заправить охлаждающей жидкостью.

Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисправностью
термостата (не закрывается основной клапан).
Необходимо проверить термостат способом, указанным
выше, и при необходимости заменить его. Работа двигателя
при низкой температуре охлаждающей жидкости приводит
к потере мощности и вызывает усиленное изнашивание деталей
кривошипно-шатунного механизма вследствие ухудшения
условий смазки из-за конденсации паров топлива,
смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в
картере.

При замене или ремонте вышедших из строя элементов
системы охлаждения необходимо полностью или частично
(например, при замене расположенных в верхней части двигателя
шлангов) слить из системы охлаждающую жидкость.
Для этого нужно отвернуть сливные пробки или краники и
открыть крышку расширительного бачка или радиатора. Слив
жидкости производится в чистую посуду, чтобы слитую
жидкость можно было использовать повторно.