ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Стандартом ГОСТ 27.002-89 предусматривается несколько
методов повышения надежности машин, из которых применительно
к ремонту автомобилей рекомендуются три: замена
ненадежных элементов на более надежные; создание
нагруженного резерва в системе; повышение долговечности
деталей за счет использования более современных технологий
ремонта.
При выполнении ремонтных работ очень часто производится
замена изношенных деталей и узлов на новые. Здесь
важно, чтобы новые детали имели больший срок службы,
чем применявшиеся ранее. Этот вариант не всегда возможен,
так как новые элементы стоят намного дороже, и нужно
провести предварительный экономический анализ, чтобы,
например, установка на автомобиль нового, более совершенного
двигателя оказалась экономически выгодной.
Под нагруженным резервом понимают случай, когда
несколько элементов системы работают в одном рабочем
режиме и выполняют одну и ту же функцию. Отказ одного
элемента не вызывает отказа всей системы, поскольку его
функции выполняют другие элементы, хотя с некоторой перегрузкой,
в этом и состоит понятие резерва, примером может
служить тормозная система автомобиля — наиболее низкой
надежностью обладают те марки машин, у которых тормозная
система каждого колеса запитана от одной центральной.
Отказ тормозной системы любого из колес приводит к
отказу всей тормозной системы, резерв имеет место только
при работе ручного тормоза. Такая низкая надежность тормозной
системы наблюдается у некоторых моделей легкового
автомобиля Москвич-412ИЖ.
Легковые автомобили марки «Жигули» многих модификаций
имеют раздельную тормозную систему на задние и
передние колеса. Надежность такой системы намного выше,
так как отказ одной части тормозной системы не приведет к
полному ее отказу.
Еще более высокую надежность имеют автомобили с
индивидуальной тормозной системой к каждому колесу.
Повышение долговечности деталей за счет использования
современных технологий при выполнении ремонтных
работ способствует росту надежности машин, например, при
окончательной обработке внутренней поверхности цилиндров
вместо хонингования используется финишная антифрикционная
безабразивная обработка, которая повышает долговечность
более чем на 30%.
Практически для всех деталей, подлежащих ремонту, с
учетом их формы, размеров, физико-механических свойств
и т. д. имеются экономически выгодные технологии. Окончательный
выбор остается за ремонтными предприятиями в
зависимости от их возможностей.
Ограничение долговечности деталей машин определяется процессами их изнашивания или поломки. Причины появления предельного износа или поломки по своей сути являются причинами остановки на ремонт. Поэтому, прежде чем приступить к замене изношенной или разрушенной детали, необходимо четко знать причину отказа, в этом состоит залог качественного и своевременного выполнения ремонтных
работ.