ВОДОРОДНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Водородное изнашивание представляет собой разрушение
поверхностного слоя вследствие поглощения металлом
водорода. Попадает водород в трущиеся поверхности из воздуха,
смазочных масел, влаги, топлива, пластмасс и др. при
работе в условиях повышенных температур.
Водород имеет одну особенность. Находясь в атомарном
состоянии, он просачивается в пространственные дефекты
металла поверхностного слоя. Скапливаясь в дефектах, водород
из атомарного состояния превращается в молекулярное,
увеличивается в размерах, при этом внутри дефекта создается
область сверхвысоких давлений. Под действием давления
в поверхностях дефектов появляются микротрещины,
которые, сливаясь, приводят к отслоению части металла
Отслоившиеся чешуйки чаше всего уносятся из зоны
контакта, а иногда налипают на поверхность ответной детали.
Данный вид изнашивания встречается практически во всех
узлах трения, вследствие водородного изнашивания часто
выходят из строя коленчатые валы двигателей и др. Однако
наиболее характерно проявляется водородное изнашивание
в тормозных парах тормозной барабан — фрикционная накладка.
Основными поставщиками водорода служат смазка
и пластмасса, которая входит в состав фрикционных накладок.
В процессе работы на поверхности тормозных барабанов
появляются углубления от отслоившихся частиц, а на поверхности
накладки — следы намазанного металла тормозного
барабана.
Для предупреждения и уменьшения водородного изнашивания
необходимо проведение следующих мероприятий:
• исключить из материала тормозных накладок пластмассы,
склонные при нагреве к интенсивному выделению
водорода;
• в состав фрикционных накладок вводятся наполнители
в виде кусочков латунной проволоки или закиси
меди, снижающие выделение водорода;
• при выполнении ремонтных работ перед окончательной
операцией обработки тормозных барабанов предлагается
полирование. При полировании верхние слои
металла нагреваются и из них выходит водород.