Газораспределительный механизм
Газораспределительный механизм служит для своевременного
впуска в камеры сгорания горючей смеси (карбюраторные
и газосмесительные двигатели) или воздуха (дизельные
двигатели) и выпуска из них отработавших газов.
Газораспределительные механизмы различают по расположению
клапанов в двигателе. Они могут быть с верхним
(в головке цилиндров) и нижним (в блоке цилиндров)
расположением клапанов. Наиболее распространен
газораспределительный механизм с верхним расположением
клапанов, что облегчает доступ к клапанам для их об
служивания, позволяет получить компактную камеру сгорания
и обеспечить лучшее наполнение ее горючей смесью
или воздухом.
Газораспределительный механизм состоит из:
• распределительного вала;
• механизма привода распределительного вала;
• клапанного механизма.
Работу газораспределительного механизма рассмотрим
на примере двигателя с V-образным расположением цилиндров.
Распределительный вал находится в «развале» блока двигателя,
то есть между его правым и левым рядами цилиндров,
и приводится во вращение от коленчатого вала через
блок распределительных шестерен. При цепном или ремен
ном приводе вращение распределительного вала осуществляется
с помощью соответственно цепной или зубчатой ременной
передачи.
При вращении распределительного вала кулачок набегает
на толкатель и поднимает его вместе со штангой. Верхний
конец штанги надавливает на регулировочный винт,
установленный во внутреннем плече коромысла. Коромысло,
проворачиваясь на своей оси, наружным плечом нажимает
на стержень клапана и открывает отверстие впускного
или выпускного клапана в головке цилиндров строго в соответствии
с фазами газораспределения и порядком работы
цилиндров.
Под фазами газораспределения понимают моменты начала
открытия и конца закрытия клапанов, которые выражаются
в градусах угла поворота коленчатого вала относительно
мертвых точек. Фазы газораспределения подбирают
опытным путем в зависимости от числа оборотов двигателя
и конструкции впускных и выпускных патрубков.
Заводы-изготовители указывают фазы газораспределения
для своих двигателей в виде таблиц или диаграмм.
Правильность установки газораспределительного механизма
определяется по установочным меткам, которые располагаются
на распределительных шестернях или приводном
шкиве блока цилиндров двигателя.
Отклонение при установке фаз приводит к выходу из
строя клапанов или двигателя в целом. Постоянство фаз газораспределения
сохраняется только при соблюдении регламентируемого
теплового зазора в клапанном механизме
данной модели двигателя. Нарушение величины этого зазора
приводит к ускоренному износу клапанного механизма и
потери мощности двигателя.
Последовательность чередования одноименных тактов в
различных цилиндрах называется порядком работы цилиндров
двигателя, который зависит от расположения цилиндров и конструктивного исполнения коленчатого и распределительного
валов.
У четырехцилиндровых однорядных двигателей такты
чередуются через 180° и порядок работы цилиндров может
быть 1—3— 4—2 (АЗЛК, ВАЗ) или 1—2—4—3 (ГАЗ).
В V-образных восьмицилиндровых четырехтактных двигателях
шатунные шейки коленчатого вала располагаются
под углом 90°, и при угле развала двигателя 90° одноименные
такты будут перекрываться в левом ряду цилиндров по
отношению к правому ряду на 90° или 1/4 оборота коленчатого
вала (см. приложение). Эти двигатели имеют следующий
порядок работы цилиндров: 1—5—4—2—6—3—
7—8
Знание порядка работы цилиндров необходимо для правильного подсоединения проводов к свечам зажигания карбюраторных
двигателей или трубопроводов высокого давления
дизельных двигателей, а также при регулировке тепловых
зазоров клапанного механизма.