MENU

СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО
ПАРКА

 

Станции технического обслуживания
автомобилей

Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему
ремонту автомобилей осуществляется ремонтными
службами АТП или станциями технического обслуживания
(СТОА). Структура СТОА находится в соответствии с технологическим
процессом, исходя из планов, графиков, периодичности
и общего объема работ по техническому обслуживанию.


Для каждой операции технологического процесса предусматриваются
определенные пункты или участки производственной
площади, имеющие специальные оборудование,
приспособления и инструмент.

Движение автомобилей по участкам станции технического
обслуживания приводится.

Техническое обслуживание и текущий ремонт на СТОА
в основном осуществляется поточным методом, при котором
работы выполняются на специализированных постах по
заранее разработанной технологии с заданным временем их
исполнения.

Для перемещения автомобиля с поста на пост используются
конвейеры.

В зависимости от объема работ участков на станции технического
обслуживания, специализирующихся по агрегатам,
может быть несколько: участок по техническому обслуживанию двигателей, электрооборудованию, трансмиссии, ходовой
части, кузова и кабины и т. д.

Каждый вид работ выполняется по технологическим операционным
картам. В них указываются наименование операции,
технические условия и нормы времени на ее исполнение,
применяемый инструмент и оборудование, специальность
рабочего.

При небольшом объеме работ по техническому обслуживанию
и текущему ремонту организация производства на
СТОА может быть бригадной, при которой бригада выполняет
работы по всем агрегатам автомобиля в пределах данного
вида обслуживания. Квалификация исполнителей работы
должна быть достаточно высокой. Работы ведутся на
одном универсальном посту.

Стационарное оборудование технического
обслуживания

Стационарное оборудование технического обслуживания
используется для облегчения и механизации выполняемых
работ. По назначению оборудование подразделяют следующим
образом: для уборочно-моечных работ, осмотровые канавы,
подъемно-транспортное и смазочно-заправочное.

Оборудование для уборочно-моечных работ размещают
на участках ежедневного технического обслуживания.
Мойка бывает ручной или механизированной. Ручная
мойка водой осуществляется из шланга брандспойтом под
низким (0,2—0,4 МПа) или высоким (1,0—2,5 МПа) давлением.

Механизированная мойка выполняется с помощью моечных установок струйного, щеточного или струйно-щеточого типа.


Моечные установки струйного типа используют в основном
для мойки водой грузовых автомобилей и моющим раствором
— для легковых.

Основным рабочим органом щеточной моечной машины
являются вращающиеся щетки, к которым подводится
моющий раствор. Установки применяют для мойки легковых
автомобилей и автобусов.

Комбинированные моечные установки включают устройства
для струйной мойки шасси и механизированной щеточной
установки для мойки наружных частей кузова автомобиля.


Вода после мойки автомобиля собирается в межколлейную
канаву, которую делают с уклоном в сторону приемного
трапа, расположенного в центре. Для очистки сточных вод
мойки оборудуются грязеотстойниками и маслотопливоуловителями,
принцип действия которых основан на различии
плотностей воды, нефтепродуктов и механических примесей.

Очищенная вода повторно применяется для мойки автомобилей,
что является основой для системы повторного и
оборотного водоснабжения. В ливневую канализацию разрешается
сбрасывать сточную воду только после ее очистки.

Осмотровые канавы обеспечивают удобный подход к нижней
части автомобиля при проведении технического обслуживания
и текущего ремонта и поэтому являются неотъемлемой
частью специализированных и универсальных постов.

Ширина узкой канавы не превышает размера колеи автомобиля
и равна 0,9—1,4 м. Длина канавы на универсальном
посту должна быть равна габаритной длине автомобиля с
добавлением 1,0—1,3 м для удобства проведения работ по
мостам и в районе свесов автомобиля.

Сходы в канаву оснащены ступенчатыми лестницами.
Реборды канав служат направляющими для колес автомобиля
при заезде его на канаву.

Лампы освещения располагаются в нишах стенок, в которых
хранятся инструменты и мелкие детали. Стенки канав облицованы светлым кафелем, пол покрыт деревянными
решетками.

Канавы должны вентилироваться и обогреваться воздухом
температурой 16—25°С.

Подъемно-транспортное оборудование предназначено для
подъема автомобиля на требуемую высоту для удобства выполнения
работ. По типу механизма подъема подъемники
делят на электромеханические и гидравлические.

Стационарные электромеханические подъемники бывают
одно-, двух-, четырех- и шестистоечные. Для подъема и
спуска автомобиля используют винтовую, цепную, карданную
и другие силовые передачи, которые приводятся в действие
от электродвигателя.

Стационарные напольные гидравлические подъемники по
исполнению бывают одно-, двух-, трех- и многоплунжерные.


Одноплунжерный гидравлический подъемник состоит из
цилиндра с плунжером, на верхней части которого закреплена
несущая рама. При создании давления в цилиндре выдвигается
плунжер вместе с рамой, на которой установлен
автомобиль. Давление создается насосом. В заданном положении
плунжер фиксируется упором. Для опускания подъемника
открывается перепускной клапан и под действием собственного
веса плунжер опускается вниз. Одноплунжерный
подъемник применяют для легковых автомобилей.

Для подъема грузовых автомобилей служат гидравлические
многоплунжерные подъемники.

Опрокидыватели предназначены для бокового наклона
автомобиля под углом до 50°, чем и обеспечивается удобный
доступ к днищу. Опрокидывание производят в сторону,
противоположную расположению горловины топливного
бака. Перед опрокидыванием снимают аккумулятор.

К подъемно-транспортному оборудованию относят кранбалки,
тали, конвейеры и др.
Кран-балки и тали используют для перемещения и подъма агрегатов и других грузов при техническом обслуживании
и ремонте автомобилей. Кран-балки имеют грузоподъемность
1—32 т, тали — 0,2—1,0 т.

Конвейерные линии используют при поточном способе
технического обслуживания для механизированного перемещения
автомобилей с одного поста на другой. По способу
передачи движения автомобилю конвейеры делят на толкающие,
несущие и тянущие.

Толкающие конвейеры перемещают автомобили с помощью
толкающей тележки, упирающейся в передний или задний
мост или заднее колесо. Несущие конвейеры представляют
замкнутую транспортирующую цепь, движущуюся от
приводной станции. Автомобиль устанавливают на транспортную
цепь или подвешивают за передний и задний мосты.


Тянущие конвейеры представляют замкнутую цепь, перемещающуюся
вдоль поточной линии. Автомобиль закрепляют
к тяговой цепи за передний буксирный крюк и он катится
на своих колесах.

Смазочно-заправочное оборудование предназначено для
замены смазочного материала и заправки тормозной и охлаждающей
жидкостями, воздухом агрегатов автомобиля. Оно
подразделяется на специальное и комбинированное (стационарное
и передвижное).

Маслораздаточная колонка используется для заправки
двигателей моторным маслом с измерением разового и суммарного
отпуска масла. Колонка смонтирована на насосной
установке, расположенной на масляном резервуаре. В комплект
входят самонаматывающийся шланг с раздаточным
краном, расходомер и другие приборы.

Стационарный солидолонагреватель применяется для
смазывания узлов автомобиля пластичными смазками с помощью
прессмасленок. Он состоит из четырех шлангов с
пистолетами, плунжерного насоса с электроприводом, аппаратного
шкафа и др.

Комбинированные установки служат для механизированной
смазки узлов автомобилей, заправки двигателей моторным
маслом, водой, накачивания шин воздухом, прокачки
гидропривода тормозов. Состоит установка из трех баков для
масел и смазок с пневматическими насосами, пяти самонаматывающихся
шлангов с пистолетами. Элементы установки
могут работать и индивидуально.