MENU

РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИБОРОВ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи при
ее эксплуатации и хранении может быть вызван следующими
причинами: внутреннее короткое замыкание; загрязнение
поверхности батареи; применение для доливки обычной
(недистиллированной) воды, содержащей щелочи и соли; попадание
внутрь аккумуляторов металлических частиц и других
веществ, способствующих образованию гальванических
пар. Саморазряд батареи неизбежен и возникает вследствие
образования в активной массе пластин местных токов. Эти
токи появляются за счет возникновения ЭДС между окислами
активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при
длительном хранении электролит в аккумуляторе отслаивается
и плотность электролита в нижних слоях становится
больше, чем в верхних. Это приводит к появлению разности
потенциалов и возникновению уравнительных токов на поверхности
пластин. Нормальный саморазряд исправной, полностью
заряженной, необслуживаемой батареи составляет
0,2...0,3% в сутки.

Короткое замыкание разноименных пластин в отдельных
аккумуляторах сопровождается «кипением» в них электролита
и снижением емкости и напряжения аккумуляторной
батареи. Причинами этих явлений могут быть разрушение
сепараторов, коробление пластин и выпадение из
них активной массы, что в свою очередь может являться
следствием систематического перезаряда батареи на автомобиле
и повышенной ее вибрации из-за ослабления креплений.


При коротком замыкании пластин внутри аккумуляторной
батареи она подлежит замене.

Сульфатация пластин связана с образованием на них
крупнокристаллического сернокислого свинца в виде белого
налета. При этом увеличивается электрическое сопротивление
аккумуляторов. Крупные кристаллы сульфата свинца закрывают
поры активной массы, препятствуя проникновению
электролита и формированию активной массы при заряде.
Вследствие этого активная поверхность пластин уменьшается,
вызывая снижение емкости батареи. Признаком сульфатации
пластин является то, что при заряде батареи быстро
повышаются напряжение и температура электролита и происходит
бурное газовыделение («кипение»), а плотность электролита
при этом повышается незначительно. При последующем
разряде и особенно при включении стартера батарея
быстро разряжается из-за малой емкости. Основные причины,
вызывающие сульфатацию: разряд батареи до величины
ЭДС, меньшей 10,5 В, оголение пластин вследствие понижения
уровня электролита, длительное хранение батареи
без подзаряда (особенно разряженной), слишком большая
плотность электролита, продолжительное пользование стартером
при пуске двигателя.

Незначительная сульфатация пластин может быть устранена
проведением восстановительного заряда батареи. При
значительной сульфатации пластин и невозможности вслед
ствие этого нормальной эксплуатации аккумуляторной батареи
она подлежит замене.

Окисление полюсных штырей приводит к увеличению сопротивления
во внешней цепи и даже к прекращению тока.
Для устранения неисправности надо снять со штырей наконечники
проводов (клеммы), зачистить штыри и клеммы до
металлического блеска и укрепить последние на штырях.
После этого штыри и клеммы снаружи смазать тонким слоем
технического вазелина ВТВ-1 или другой кислотостойкой
консистентной смазки.

Подтекание электролита через трещины в корпусе бака
обнаруживается путем осмотра. Трещины чаще всего появляются
вблизи выводов батареи из-за неаккуратного демонтажа
клемм проводов, а также могут возникать при механических
повреждениях корпуса (обычно при авариях). Небольшую
трещину в пластмассовом корпусе батареи можно
заделать, заплавив ее куском полиэтилена при помощи
паяльника, или, положив на трещину несколько слоев полиэтиленовой
пленки, заплавить ее через лист плотной бумаги.
При значительном повреждении корпуса батарея подлежит
замене. При вынужденной временной эксплуатации
батареи с трещиной необходимо периодически добавлять в
неисправный отсек корпуса электролит, а не дистиллированную
воду.

Заряд аккумуляторной батареи в целях обеспечения его
наибольшей полноты, а также повышения срока службы батареи
рекомендуется производить при постоянной величине
зарядного тока, численно равной 0,05 С20 с применением специальных
зарядных устройств. Заряд батареи считается полным,
если напряжение на ее выводах остается постоянным в
течение 2 ч, при этом во всех аккумуляторах должно наблюдаться
бурное газовыделение («кипение»). Плотность электролита
после окончания заряда во всех аккумуляторах батареи
не должна различаться более чем на 0,01 г/см3. При необходимости следует произвести коррекцию плотности электролита.


Восстановительный цикл заряда-разряда батареи проводится
для восстановления ее емкости, снизившейся в результате
сульфатации ее пластин или загрязненности электролита.
Для этого из разряженной током 0,1С20 до 10,2 В
батареи нужно слить старый электролит, промыть ее дистиллированной
водой и, залив в нее электролит пониженной
плотности 1,1 г/см3, зарядить ее малым током, равным
0,02 С20 до появления признаков окончания заряда (стабилизация
плотности электролита и ЭДС, «кипение» электролита).
После этого слить из батареи электролит пониженной
плотности, залить электролит нормальной плотности и полностью
зарядить батарею током 0,05 С20, как описано выше.
Для полного слива электролита или промывочной дистиллированной
воды батарею следует выдерживать в перевернутом
вниз отверстиями положении каждый раз в течение
5...10 мин.

Вышеописанный восстановительный цикл целесообразно
совместить с контрольным циклом заряда-разряда, измерив
при разряде батареи ее фактическую емкость. Это позволит
точно определить техническое состояние батареи и избежать
излишней потери времени на проведение длительного
восстановительного заряда в случае непригодности батареи
к дальнейшему использованию (при фактической емкости
менее 40%).

При заряде батареи происходит выделение вредных для
здоровья и взрывоопасных газов, поэтому заряд батареи следует
производить в отдельном, хорошо проветриваемом помещении,
не допуская появления в непосредственной близости
от батареи открытого огня или искр (например, при
сварке и т.п.).