MENU

Коробка передач и раздаточная коробка

Могут возникать ряд неисправностей:

• выкрашивание или поломка зубьев шестерен;
• самопроизвольное выключение передач;
• шум шестерен при работе;
• одновременное включение двух передач;
• затрудненное включение передач.
Выкрашивание и поломка зубьев шестерен происходит в
результате резкого трогания с места груженого автомобиля,
при неумелом включении передач и при неисправном сцеплении
— требует восстановления или замены изношенных
деталей. Работа коробки передач с поломанными зубьями
недопустима, так как это приведет к разрушению всей коробки.


Самопроизвольное выключение передач возникает вследствие
неравномерного износа зубьев шестерен и муфт синхронизатора,
неполного зацепления шестерен и износа фиксаторов
— требует восстановления или замены изношенных
Шум шестерен при включении передач происходит из-за
поломки или неправильной регулировки сцепления, неумелого
включения его.

Шум шестерен при движении автомобиля вызывается
отсутствием смазки, большим износом шестерен или подшипников.


Одновременное включение двух передач происходит в результате
износа шариков или стержня замков.

Затрудненное включение передач может возникнуть изза
засорения или коррозии отверстий под ползуны, заедания
шариков в каналах фиксаторов, износа подшипников и ступиц
шестерен. Необходимо прочистить отверстия под ползуны
и фиксаторы, остальные неисправности устраняются
восстановлением или заменой изношенных деталей.

Подтекание масла из коробки передач и раздаточной
коробки является следствием повреждения уплотнительных
прокладок, износа сальников или образования трещины в
корпусе коробки.

Основные работы по ТО коробки передач и раздаточной
коробки:

• ЕО. Проверить работу коробки передач при движении
автомобиля.
• ТО-1.
Проверить (и при необходимости подтянуть)
крепление коробки передач, долить масло до уровня.
Проверить работу коробки передач.
• ТО-2. Провести тщательный осмотр коробки передач.
Проверить (и при необходимости подтянуть) крепление
коробки передач к картеру сцепления и крышки
картера коробки передач; крышки подшипников ведомого
и промежуточного валов. Заменить масло в картере
коробки передач (по графику смазки).
Ремонт коробки передач. Картеры коробки передач могут
иметь основные дефекты:

• обломы и трещины корпуса и штучек всяких;
• износ отверстий под подшипники и под шейки блока
зубчатых колес заднего хода;
• износ внутренней торцевой поверхности бобышек под
блок зубчатых колес заднего хода.
Трещины, не проходящие через отверстия под подшипники
оси блока зубчатых колес заднего хода, заваривают
дуговой сваркой. При других видах пробоин, обломов или
трещин картер бракуют. Изношенные отверстия под подшипники
восстанавливают гальваническим натиранием или постановкой
втулок с буртиком. Соосные отверстия растачивают
с одной установки до размера по рабочему чертежу.
Изношенные торцевые поверхности бобышек, подблок зубчатых
колес заднего хода фрезеруют. Валы коробок передач
подвергают ремонту при износе посадочных шеек и под подшипники.
Изношенные посадочные шейки восстанавливают
вибродуговой наплавкой или хромированием с последующим
шлифованием до размера по рабочему чертежу. При
износе зубьев по толщине более предельного и при выкрашивании
рабочей поверхности зубьев деталь бракуют. Изношенные
по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под
слоем флюса в среде углекислого газа или электродуговой
наплавкой. Затем вал протачивают до требуемого размера.

Сборку коробок передач осуществляют с учетом общих
правил выполнения сборочных работ. Особенностями основных
операций сборки узлов коробок передач являются установка
подшипников на шейки валов и сборка зубчатых пар.

Испытание коробок передач проводят для осуществления
приработки трущихся поверхностей и проверки работы
зубчатых пар на всех передачах, легкости включения и отсутствия
самопроизвольного их включения. Для испытания
коробок передач под нагрузкой применяют стенды с замкнутым
силовым контуром или стенды с электрическим, механическим
или гидравлическим тормозом.