MENU

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
И РЕМОНТ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ


Техническое обслуживание и ремонт рулевого
управления

Объем работ при обслуживании механизмов рулевого управления
носит плановый характер и определяется видом ТО.

При ежедневном техническом обслуживании проверяют
свободный ход рулевого колеса, состояние ограничителей
максимальных углов поворота управляемых колес и крепление
сошки. Зазор в шарнирах гидроусилителя и рулевых тягах,
работа рулевого управления и гидроусилителя проверяются
при работающем двигателе.

При ТО-1 кроме работ по ЕТО проверяются крепление и
шплинтовка гаек сошек, шаровых пальцев, рычагов поворотных
цапф; состояние шкворней и стопорных шайб, гаек;
свободный ход рулевого колеса и шарниров рулевых тяг; затяжка
гаек, клиньев карданного вала рулевого управления;
герметичность системы усилителя рулевого управления и
уровень смазочного материала в бачке гидроусилителя, при
необходимости доливают его.

При ТО-2 кроме работ по ТО-1 проверяют углы установки
передних колес и при необходимости их регулируют; зазоры
рулевого управления, шарниров рулевых тяг и шкворневых
соединений; крепление клиньев шкворней, картера рулевого
механизма, рулевой колонки и рулевого колеса; состояние
цапф поворотных кулаков и упорных подшипников;
крепление и герметичность узлов и деталей гидроусилителя
рулевого управления; состояние и крепление карданного вала
рулевого управления.

При сезонном техническом обслуживании кроме работ
ТО-2 выполняют сезонную замену смазочного материала.

Внешний контроль технического состояния деталей рулевого
управления проводят путем осмотра и опробования.
Осмотр проводят над осмотровой ямой, если доступ к деталям
сверху невозможен.

Контроль крепления рулевого колеса и колонки проводят
путем приложения знакопеременных усилий во всех направлениях.
При этом не допускаются осевое перемещение
или качание рулевого колеса, колонки, стук в узлах рулевого
управления.

Крепление картера рулевого механизма, рычагов поворотных
цапф проверяют покачиванием рулевого колеса около
нейтрального положения на 40—50° в каждую сторону.

Состояние рулевого привода и надежность крепления соединений
проверяют путем приложения знакопеременной нагрузки
непосредственно к деталям привода.

Работу ограничителей поворота оценивают визуально при
поворотах управляемых колес до упора в каждую сторону.

Герметичность соединений системы гидроусилителя рулевого
привода контролируют при работе двигателя удержанием
рулевого колеса в крайних положениях, а также при
свободном положении рулевого колеса, при этом недопустимо подтекание смазочного материала. Не допускается самопроизвольный
поворот рулевого колеса с гидроусилителем
рулевого привода от нейтрального положения к крайним.


Свободный ход рулевого колеса и силу трения проверяют
с помощью универсального прибора .

Прибор состоит из люфтомера и динамометра. Люфтомер
состоит из шкалы (3), закрепленной на динамометре, и указательной
стрелки (2), закрепленной на рулевой колонке зажимами
(1). Динамометр зажимами (4) крепят к ободу рулевого
колеса. Шкалы динамометра расположены на рукоятках (5).

При замере люфта рулевого колеса через рукоятку (5) прикладывают
усилие 10 Н, действующее в обе стороны. Стрелка
(2) покажет суммарную величину люфта, которая должна
находиться в пределах 10° для легковых автомобилей, 20° —
для грузовых.

У автомобилей с гидроусилителем люфт определяют при
работающем двигателе.
Общую силу трения проверяют при полностью вывешеных передних колесах приложением усилия к рукояткам (5)
динамометра. В правильно отрегулированном рулевом механизме
рулевое колесо должно свободно поворачиваться от среднего
положения для движения по прямой при усилии 8—16 Н.