MENU

Ремонт и восстановление деталей своими руками

 


Целью ремонта деталей является восстановление всех геометрических
размеров детали, формы и расположения
поверхностей и обеспечение физико-механических свойств в
соответствии с техническими условиями на изготовление
новой детали.

Кроме того, при ремонте очень часто решается и задача
повышения долговечности и работоспособности деталей за
счет применения новых материалов, новых технологий и
более прогрессивных способов выполнения работ с минимальными
трудозатратами.

При ремонте автомобилей широкое применение находят
следующие способы восстановления изношенных деталей:
механическая обработка; сварка, наплавка и напыление металлов,
гальваническая и химическая обработка.

Выбор того или иного способа зависит от многих факторов,
таких как технические возможности предприятия, объем
ремонтных работ, сложность конфигурации детали, технические
условия на изготовление детали и др. Предпочтение отдается
тому способу, который обеспечит выполнение ремонтных
работ с наибольшей экономической эффективностью.


Восстановление деталей механической
обработкой

Механическая обработка при ремонте применяется:

• для снятия припуска на обработку после наплавки, сварки,
напыления и др. и придания детали заданных геометрических
размеров, формы;
• для обработки одной из сопряженных деталей при ремонте
под ремонтные размеры;
• для установки дополнительных ремонтных деталей.
После снятия наплавленного металла деталь обычно
имеет заданные по чертежу размеры и форму, но не обладает
требуемыми физико-механическими свойствами. Поэтому
ответственные детали (коленчатый вал, распределительный
вал и др.) после предварительной механической обработки
проходят термическую обработку для получения необходимых
физико-механических свойств (обычно твердости).
После термообработки проводят окончательную механическую
обработку детали с целью получения требуемой шероховатости
(шлифование).

Вместо процесса термической обработки и последующего
шлифования иногда выполняется накатывание (раскатывание)
поверхности шариком или роликом. Такая обработка
увеличивает твердость и чистоту поверхности).

Накатка представляет собой оправку, на которой крепится
подпружиненный шарик. Оправка устанавливается на станок
вместо резца. Повышения твердости поверхности отверстия
можно достичь продавливанием шарика или специальной
оправки .

При ремонте пар трения поршень — цилиндр, коленчатый
вал — вкладыш и др. применяется метод механической
обработки под ремонтные размеры. Ремонтным называют
заранее установленный размер, отличный от номинального, под который ремонтируется деталь. Обработка под ремонтный
размер ведется обычно для более сложной детали: цилиндра
(гильза цилиндра), коленчатого вала и др. Ответные
детали — поршневое кольцо, вкладыш и др. — изготовляются
заранее под ближайший ремонтный размер и поставляются
ремонтными предприятиями отдельно.

Количество ремонтных размеров бывает от 1 до 3 и ограничивается
прочностью деталей. Например, при проточке
шеек коленчатого вала под ремонтный размер теряется его
прочность.

К достоинствам метода относятся простота технологического
процесса, высокая экономическая эффективность. Недостатком
метода считаются увеличение номенклатуры запасных
частей одного наименования и усложнение организации
процесса комплектования деталей и хранения их на
складах.

Дополнительные ремонтные детали (втулки, кольца и
др.) устанавливают для компенсации износа деталей. Например,
для компенсации износа посадочного места на вал
устанавливается кольцо , а в отверстие — втулка.

Размер проточки назначается таким, чтобы основные детали
не потеряли прочности. Крепят дополнительные детали
чаще всего посадкой с натягом, иногда с помощью сварки,
после чего выполняют окончательную механическую
обработку под номинальный размер.