MENU

Основные неисправности контрольно-измерительных
приборов.
К основным неисправностям спидометра относят
неправильное показание скорости движения автомобиля изза
разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спидометра,
заедание барабанчиков счетного узла. Перед устранением
этих неисправностей необходимо проверить исправность
гибкого вала привода спидометра: не ослабло ли крепление
гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с
коробкой передач, и не оборван ли трос. В случае обрыв троса
необходимо установить причины обрыва. Одной из причин
обрыва троса может быть заедание в спидометре. Для
проверки этого присоединяют конец гибкого вала к спидометру
и медленно проворачивают рукой свободный конец
троса. При этом не должно быть никаких заеданий и стрелка
спидометра не должна отходить от нулевого деления. При
резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка
должна резко отклониться от нулевого деления, затем
свободно вернуться обратно.

Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного
монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы
с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества
смазки внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продольного
перемещения троса внутри оболочки при затянутой до
отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсутствие
продольного перемещения троса вала объясняется попаданием
грязи в отверстие валика спидометра.

С учетом большого разнообразия конструкций и назначений
контрольно-измерительных приборов ниже в качестве
примера приведены основные неисправности магнитоэлектрических
указателей температуры: нарушение герметичности
баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых
к гайке датчика при его монтаже на двигателе;
в этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит
из строя терморезистор; нарушение стабильности характеристик
терморезистора происходит чаще всего вследствие
значительных и длительных перегревов терморезистора в
процессе эксплуатации, например работа двигателя без охлаждающей
жидкости; смещение стрелки приемника на оси
магнита из-за вибраций или ударов; обрыв провода внутри
приемника.

Техническое обслуживание контрольно-измерительных
приборов. При обнаружении неисправностей датчика или
приемника рекомендуется заменить их исправными, а не подвергать
ремонту, так как конструкция приемника и датчика
неразборная и ремонту в эксплуатации не подлежит.

Проверку исправности магнитоэлектрических указателей
температуры рекомендуется проводить при 20°С в определенной
последовательности, для чего датчик и приемник должны
быть сняты с автомобиля.

Приемник устанавливают в приспособление в рабочем
положении. Датчик помещают в специальную герметичную
ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора,
которая дает возможность повышать температуру
воды выше 100°С. Датчики указателей, предназначенные
для замера температуры охлаждающей жидкости, проверяют
только в воде, так как при нагреве в масле при отсутствии
интенсивного его перемешивания увеличиваются погрешности
измерения в результате изменившихся условий
теплопередачи.


Датчики указателей, предназначенные для замера температуры
масла, проверяют в масляной ванне.

Схема включения комплекта приемника и датчика для
проверки изображена на схеме какй нибудь. Напряжение, подводимое
к прибору, равно 14 или 28 В (соответственно для приборов
с номинальным напряжением 12 и 24 В). Водяная или
масляная ванна должна медленно прогреваться.

Показания приемника указателя сравнивают с показаниями
контрольного ртутного термометра, установленного в ванне.
Цена деления контрольного ртутного термометра в этом
случае должна быть не более 0,5°С.

На каждой контрольной отметке шкалы перед отсчетом
показаний должна производиться выдержка не менее 2 мин.
Приемник и датчик исправны, если погрешность не превышает
данных, приведенных ниже:

Проверяемые точки шкалы приемника, °С 40 80 100 110 120

Допускаемая погрешность, °С ± 8 ±5 ±5 ±6 ±6

В случае увеличенной погрешности необходимо проверить
приемник и датчик указателя температуры отдельно.

Проверку приемника указателя осуществляют с помощью
контрольного реостата или магазина сопротивлений, включенного
в цепь приемника вместо датчика при
температуре окружающей среды +(20±5)°С и напряжении
14 или 28 В.

Перед проверкой показаний приемник выдерживают во
включенном состоянии на предельной отметке 110 или 120°С
в течение 2 мин. При этом фиксируют значение сопротивления
контрольного реостата.

Показания приемника удовлетворительны, если контрольные
положения стрелки соответствуют следующим значениям
сопротивления контрольного реостата:

Проверяемые точки
шкалы приемника, °С 40 80 100 110 120

Сопротивление, Ом 320-440 128-142 82-91 66-74 55-62

Погрешность приемника определяется разностью между
показаниями приемника и контрольного ртутного термометра.
Приемник можно считать исправным, если его погрешности
не выходят за указанные выше пределы при проверке приемника
с датчиком.

Проверку датчика указателя проводят с эталонным приемником
; сопротивление катушки между клеммами
Б и Д равно (10±1) Ом. При проверке используют контрольный
ртутный термометр с ценой деления 0,1°С.

Проверка заключается в определении сопротивления датчика
в комплекте с эталонным приемником при контрольных
температурах. Такая проверка может быть выполнена с помощью
амперметра и вольтметра. Сопротивление датчика определяют по формуле Rд= , где Uд — падение напряжения

в датчике, В (показания вольтметра); Iд— сила тока датчика,
А (показания амперметра). Применяемый при этом испытании
вольтметр должен иметь класс точности не ниже 0,5.
Сопротивления датчика не должно выходить за указанные
ниже пределы:

Контрольные температуры, °С 40 60 80 100 120
Сопротивление, Ом 318-418 194-234 124-144 80-92 54-62