MENU

Ремонт и техническое обслуживание стартера

Неисправности стартера. К основным неисправностям
стартера относятся ослабление крепления подводящих проводов,
изнашивание или загрязнение щеток и коллектора, окисление
контактов выключателя, обрыв или замыкание в обмотках,
изнашивание деталей муфты свободного хода и зубьев
шестерни. Эти неисправности приводят к тому, что стартер
не работает совсем, не развивает нужные частоту вращения
и мощность, при включении якорь стартера вращается, а
коленчатый вал неподвижен, создается сильный шум при
включении и работе стартера.

При включении стартер не работает совсем, характерных
щелчков тягового реле не прослушивается. Для выявления
причин нужно включить фары и стартер. Если при включении
стартера накал ламп не будет изменяться, это указывает
на плохой контакт или обрыв в цепях вспомогательного
реле либо в цепи основного рабочего тока стартера.

Если накал ламп сильно уменьшается, то вероятной причиной
может быть плохое состояние аккумуляторной батареи
или нарушение контакта в ее клеммных соединениях, а также
неисправность электродвигателя стартера. Места плохого контакта
в электрических цепях и обрыва определяются последовательным
подключением контрольной лампы в указанных
электрических цепях. При необходимости надо проверить степень
заряженности аккумуляторной батареи. Если при включении
стартера прослушиваются характерные щелчки, это означает,
что тяговое реле исправно.

При включении стартера коленчатый вал проворачивается
очень медленно. Наиболее частыми причинами этого
являются недостаточная заряженность аккумуляторной батареи,
окисление и (или) ослабление креплений контактов рабочей
электрической цепи стартера или пробуксовка (проворачивание)
роликовой муфты свободного хода. При исправной
аккумуляторной батарее стартер необходимо снять для проверки
и устранения неисправностей.

При включении стартера якорь вращается, а маховик неподвижен.
Причинами этой неисправности могут быть пробуксовка
муфты свободного хода, выпадение оси или поломка
рычага муфты, поломка поводкового кольца муфты или
буферной пружины.

Сильный шум при включении и работе стартера возможен
при ослаблении его крепления, обрыве удерживающей
обмотки втягивающего реле, поломке зубцов шестерни привода
и венца маховика.

Сильный шум после пуска двигателя означает, что стартер
не выключается. Необходимо быстро заглушить двигатель,
отключить аккумуляторную батарею, проверить крепление
стартера, а при необходимости снять его и проверить
состояние зубцов шестерни привода и обмоток втягивающего
реле (замыкание).

Ремонт стартера включает в себя проверку работоспособности
на стенде, разборку, проверку деталей и сборку.
Проверка стартера производится на специальном стенде
в режиме холостого хода и под нагрузкой. Электрическая схема включения стартера при проверке.
Соединительные провода к батарее и амперметру должны
иметь сечения не менее 16 мм2. При подводимом напряжении
12 В стартер должен на холостом ходу потреблять ток в
пределах 70...85 А (в зависимости от модели), а частота вращения
якоря должна быть в пределах 5000±500 мин–1.

Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения,
а также шум во время работы свидетельствуют об
электрических или механических неисправностях. Уменьшенный
потребляемый ток и пониженная частота вращения якоря
при нормальном напряжении на клеммах стартера свидетельствуют
о нарушении контактов в соединениях проводов
или в щеточном узле (износ, заедание щеток, загрязнение
коллектора).

Для испытания стартера под нагрузкой в режиме полного
торможения на шестерню привода надевают зажимное приспособление
с рычагом, соединенное с динамометром, и определяют
тормозной момент. Для этого производится кратковременное (не более 4-5 с, чтобы не перегреть и не повредить
обмотки стартера) включение стартера и измерение развиваемого
им усилия по шкале динамометра. При умножении
измеренной динамометром величины усилия на длину
плеча рычага определяют развиваемый стартером крутящий
момент, который должен соответствовать паспортным данным
стартера.

Разборка стартера производится в следующем порядке:

• отсоединить от втягивающего реле  вывод
катушки возбуждения и снять его, отсоединив от
крышки;
• вывернуть стяжные болты (у стартера автомобиля ВАЗ 2109
предварительно сняв кожух), снять крышку со
щетками и вынуть щетки из щеткодержателей со стороны
коллектора;
• разъединить корпус с передней крышкой и вынуть
якорь в сборе с муфтой свободного хода;
• снять муфту свободного хода, для чего необходимо
сдвинуть ограничительное кольцо в сторону привода
и удалить из проточки вала якоря стопорное кольцо.
После разборки все детали следует промыть и продуть
сжатым воздухом и произвести их проверку.

Проверка деталей стартера на замыкание производится
при помощи индикатора и источника питания или автотестера,
как показано на рис. 202. При обнаружении замыкания по
загоранию лампы индикатора дефектная деталь подлежит замене.


Якорь стартера не должен иметь механических повреждений
шлицев и повышенного износа коллектора. При значительной
шероховатости и износе коллектора его протачивают
и зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой.


Замкнутые катушки возбуждения можно заменить, отвернув
при помощи пресс-отвертки винты их крепления к корпусу стартера. При заворачивании винтов при сборке их
головки зачеканивают во избежание самопроизвольного отворачивания.


Муфта свободного хода проверяется по проворачиванию
ее шестерни на ступице: шестерня должна свободно проворачиваться
относительно ступицы в одну сторону и не проворачиваться
в другую сторону. Зубья шестерни не должны
иметь следов выкрашивания и сколов. Небольшие забоины
на заходной части шестерни можно удалить шлифовкой мелкозернистым
шлифовальным кругом.

Крышки стартера не должны иметь сколов и трещин,
изношенные втулки вала якоря перепрессовываются.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях
и при повышенном износе их необходимо заменить.
Высота щеток должна быть не менее 9 мм у стартера автомобиля
ЗАЗ-1102 и не менее 12 мм — у стартеров остальных
легковых автомобилей.

Сборка стартера осуществляется в порядке, обратном
разборке. Винтовые шлицы вала якоря при сборке необходимо
смазать моторным маслом, а втулки якоря и шестерню
привода — смазкой Литол-24. При сборке осуществляется
регулировка осевого перемещения вала якоря подбором количества и толщины регулировочных шайб, устанавливаемых
на передней или задней (в зависимости от конструкции
стартера) шейках вала якоря. После сборки проверяют правильность
регулировки привода по расстоянию между торцом
шестерни муфты свободного хода и ограничительным
кольцом ее хода.

Техническое обслуживание стартера заключается в периодической
подтяжке креплений проводов и очистке наружных
поверхностей от загрязнений.

Для обеспечения надежной работы стартера рекомендуется
через каждые 45 000 км пробега, а при необходимости и
раньше, снимать его с автомобиля для очистки и проверки
состояния его деталей и смазки. При этом производится зачистка
коллектора и при необходимости замена изношенных
щеток, а также регулировка привода и осевого перемещения
вала якоря.

Основные неисправности и техническое
обслуживание приборов освещения
и контрольно-измерительных приборов


Основные неисправности приборов освещения. К ним
относят перегорание нитей и потемнение колбы ламп, потускнение
и загрязнение поверхности отражателя, загрязнение
и трещины рассеивателя, снижение светотехнических характеристик
и разрегулировка световых пучков фар, окисление
и разрушение контактов в электрических соединениях
из-за попадания влаги.

Отклонение в регулировке фар и недостаточная сила их
света значительно снижают качество освещения дороги. Неправильная регулировка фар (пучок света направлен вверх и
влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водителей
встречных автомобилей или сокращению длины освещаемого
участка дороги. Особенно внимательно надо относиться
к регулированию фар на автомобилях, оборудованных
фарами с галогенными лампами, так как эти фары сильно
ослепляют водителей при встречном разъезде в случае
неправильной их регулировки.

Одной из причин снижения светотехнических характеристик
приборов освещения может быть заниженная регулировка
регулятора напряжения или повышенное сопротивление
цепи питания фар и других осветительных приборов.
Падение напряжения в цепи питания фар не должно
превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрооборудования.
Повышенная регулировка регулятора напряжения
вызывает сокращение срока службы ламп и увеличивает
опасность ослепления водителей встречных автомобилей.