Проверка и регулировка угла опережения зажигания осуществляется
с помощью стробоскопа либо контрольной лампы.
Регулировка угла опережения зажигания с помощью контрольной
лампы своими руками производится следующим образом:
1. Установить поршень первого цилиндра в положение конца
такта сжатия. Для этого нужно вывернуть из первого
цилиндра свечу, установить вместо нее бумажную пробку
и проворачивать коленчатый вал до момента выталкивания
пробки из отверстия. После этого продолжать
медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения
меток установки зажигания.
2. Снять крышку распределителя, установить его ротор в
положение, при котором его контакт будет совпадать с боковой клеммой крышки для провода к первому цилиндру,
и вставить распределитель в гнездо блока.
3. Слегка поворачивая ротор, ввести валик распределителя
в зацепление с приводом и завернуть вручную гайку(ки)
крепления корпуса распределителя (датчика-распределителя).
4. Подсоединить контрольную лампу к клемме низкого напряжения
распределителя или специальное проверочное
устройство с лампой к клемме датчика-распределителя
и включить зажигание.
5. Поворотом корпуса распределителя в ту или другую сторону
определить момент включения-выключения лампы
и зафиксировать положение корпуса затяжкой его
крепления. После чего установить на место крышку распределителя.
6. Подсоединить к крышке распределителя провода от
свечей в соответствии с порядком работы цилиндров
двигателя с учетом направления вращения ротора распределителя.
При подрегулировке угла опережения зажигания,
когда распределитель уже установлен на двигателе
при проверке, производится только совмещение
установочных меток и выполнение работ, указанных
в п. 4—6.
Практическую проверку правильности установки угла
опережения зажигания можно произвести на автомобиле во
время движения. Для этого на автомобиле с прогретым двигателем
развивают скорость 50 км/ч и, двигаясь на высшей
передаче, резко нажимают на педаль газа, открывая дроссельную
заслонку. При этом в двигателе должны прослушиваться
несильные и быстро исчезающие детонационные
стуки. Полное отсутствие стуков указывает на слишком позднее
зажигание, а долго непрекращающиеся стуки — на
слишком раннее.
Проверка цепей низкого и высокого напряжения. Наиболее
точную и достоверную информацию об электрических
процессах, протекающих в цепях системы зажигания, можно
получить при использовании специальных диагностических
стендов с осциллографами, применение которых позволяет
достаточно просто и быстро определить работоспособность
элементов системы зажигания по осциллограммам.
Для этого подключают осциллограф к цепям низкого (клемма
первичной обмотки катушки зажигания) и высокого (клемма
вторичной обмотки катушки зажигания) напряжения. На
типовых осциллограммах системы зажигания можно выделить
следующие характерные участки:
При отсутствии специального стенда с осциллографом
проверка цепей контактной системы может быть выполнена
с использованием индикатора (контактной лампы) в следующей
последовательности.
Для проверки исправности цепи низкого напряжения
следует присоединить один провод индикатора к корпусу
автомобиля («к массе»), а другой — последовательно (при
включенном зажигании и разомкнутых контактах прерывателя)
к входной и выходной клеммам выключателя зажигания,
входной и выходной клеммам катушки и, наконец, к
клемме низкого напряжения прерывателя. Нарушение контакта
или обрыв будет на том участке цепи, в начале которого
лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала
лампы, присоединенной к выходной клемме катушки зажигания
или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи
на этом участке может указывать и на неисправность изоляции
подвижного контакта (замыкание контакта на «массу
»). В этом случае необходимо заменить контактную группу
прерывателя.
Для проверки исправности цепи высокого напряжения
(при исправной цепи низкого напряжения) необходимо снять
крышку распределителя, поворотом коленчатого вала полностью
соединить контакты прерывателя и вынуть провод
высокого напряжения из центральной клеммы распределителя.
Затем включить зажигание и, держа конец провода на
расстоянии 4...5 мм от «массы», пальцем размыкать контакты
прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свидетельствует
о наличии неисправности в цепи высокого напряжения
или неисправности конденсатора. Для окончательного
выявления причины необходимо заменить конденсатор
заведомо исправным и повторить проверку; если искры нет,
заменить катушку зажигания.
Проверка исправности конденсатора производится следующим
образом. Отсоединить провод конденсатора от клеммы
прерывателя, после чего, поставив контакты прерывателя
на полное смыкание, включить зажигание и рукой размыкать
контакты, между которыми должно наблюдаться
сильное искрение. После этого провод конденсатора следует
снова присоединить к клемме и размыкать контакты. Если
искрение уменьшается, конденсатор исправен, в противном
случае его необходимо заменить.
Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших
их строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения,
катушки зажигания, конденсатора, электронного коммутатора,
выключателя зажигания или его контактной группы,
датчика-распределителя, распределителя зажигания и его
элементов — крышки, ротора, контактной группы, кулачка,
вакуумного регулятора).