СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ
Топливный бак выштамповывается из стального листа,
имеет заливную горловину с сетчатым фильтром, а также
внутренние перегородки для устранения резких перемещений
топлива во время движения автомобиля. В пробке заливной
горловины имеется паровоздушный клапан, действие
которого аналогично действию клапана в системе охлаждения
двигателя. В баке расположен поплавковый датчик уровня
топлива. Вместимость топливных баков обычно рассчитана
на 400-500 км пробега автомобиля.
Топливные фильтры сетчатого типа устанавливаются
помимо горловины топливного бака в крышке корпуса топливного
насоса и штуцере поплавковой камеры карбюрато
pa. Топливо из бака поступает в фильтр-отстойник
грубой очистки, где от топлива отделяются механические
примеси и вода. Его съемный фильтрующий элемент состоит
из тонких пластин. Топливо очищается, проходя через
щели между ними. Фильтр грубой очистки дизельного топлива
устанавливается на раме автомобиля. Крупные
механические примеси и вода собираются в нижней части
стакана, а из верхней через сетчатый фильтр подается
топливо к топливоподкачивающему насосу.
Фильтр тонкой очистки имеет керамический
фильтрующий элемент или медную мелкоячеистую сетку,
свернутую в рулон. Устанавливают его перед карбюратором.
В дизельных двигателях фильтр тонкой очистки окончательно
очищает топливо перед его поступлением в ТНВД и
устанавливается в самой высокой точке системы питания
дизеля для сбора и удаления через специальный клапан-жиклер
попавшего в систему воздуха. Каждая секция фильтра
имеет бумажные фильтрующие элементы.
Топливный насос служит для подачи по топливопроводу
бензина из бака к карбюратору. Располагаются
топливные насосы в развале двигателя или сбоку крышки
распределительных шестерен. Наибольшее распространение
получили топливные насосы диафрагменного типа. Топливный
насос приводится в действие непосредственно от эксцентрика
распределительного вала или через штангу, а также
имеется рычаг для ручной подачи топлива. При набега
нии эксцентрика или давлении штанги на наружный конец
двуплечего рычага насоса диафрагма штоком оттягивается
вниз, а нагнетательная пружина сжимается. Над диафрагмой
создается разрежение, под действием которого открываются
впускные клапаны насоса. Топливо заполняет полость
над диафрагмой. Когда эксцентрик сбегает с наружного плеча
рычага (или ослабевает давление штанги), диафрагма под
действием нагнетательной пружины возвращается в исходное
положение. Над диафрагмой создается давление топлива,
под действием которого закрываются впускные клапаны
и открывается выпускной клапан. Топливо из насоса вытесняется
в карбюратор.
Диафрагму изготовляют из лакоткани или прорезиненной
ткани, клапаны — из бензомаслостойкой резины, а их
пружины — из бронзовой проволоки. Нагнетательная пружина
выполнена из пружинистой стали, корпус — из алюминиевого
сплава.
Чтобы подать топливо к карбюратору при неработающем
двигателе, необходимо несколько раз нажать на рычаг ручной
подкачки топлива. На дизельных двигателях устанавливается
топливоподкачивающий насос поршневого типа, который закрепляется на ТНВД. Привод осуществляется
от эксцентрикового вала этого насоса.
При движении поршня вниз под действием пружины над
ним создается разрежение и происходит засасывание топлива
в эту полость. В то же время топливо, находящееся под
поршнем, вытесняется в магистраль к ТНВД. При движении
поршня вверх под действием эксцентрика топливо выталкивается
через нагнетательный клапан в эту же магистраль
и через фильтр тонкой очистки попадает к топливному
насосу высокого давления. При достижении в магистрали
установленного давления поршень перемещаться не будет,
так как давление пружины над поршнем и топлива под поршнем
будет одинаковым.
При неработающем двигателе топливо можно закачивать
в магистраль с помощью ручного насоса, который установлен
на корпусе топливоподкачивающего насоса. Ручной насос
используется также для удаления воздуха из системы
питания перед пуском двигателя. Шток поршня ручной подкачки
после пользования необходимо обязательно закреплять,
чтобы не вызвать прекращения подачи топлива в систему
питания двигателя.
Топливопроводы высокого давления (> 20 МПа) изготовлены
из стальных трубок, концы которых имеют конус и
прижаты накидными гайками к гнездам штуцеров ТНВД и
форсунок двигателя.
Воздушный фильтр инерционно-масляного типа
устанавливают непосредственно на карбюраторе или соединяют
с карбюратором при помощи воздушного патрубка.
Фильтр состоит из:
• корпуса с масляной ванной;
• крышки с патрубком;
• фильтрующего элемента (набивка из металлической
сетки или капронового волокна);
• стяжного винта с барашковой гайкой.
В инерционно-масляном фильтре воздух проходит двойную
очистку. Под действием разрежения, создаваемого рабочим
двигателем, воздух направляется вниз, ударяется о
поверхность масляной ванны и, резко изменив направление,
поступает через фильтрующий элемент во всасывающий патрубок
карбюратора. Крупные частицы пыли остаются в масле.
Воздух, проходя через фильтрующий элемент, полностью
очищается от пыли и по центральному каналу поступает
к карбюратору. На легковых автомобилях чаще устанавливается
воздушный фильтр с сухим фильтрующим элементом,
также имеющим две ступени очистки. Наружный слой
из нетканных синтетических волокон осуществляет первичную
очистку, а вторичную — внутренняя вставка из гофрированного
картона.
На дизельных двигателях устанавливают воздушные фильтры
сухого типа также с двухступенчатой очисткой.
Воздух засасывается через заборник, выведенный из подкапотного
пространства, и попадает на первую ступень очистки,
резко изменяя направление движения в инерционной
решетке. Крупные частицы пыли попадают в сменную крышку
фильтра.
Под воздействием разрежения, создаваемого эжектором,
расположенным у глушителя шумов отработавших газов, они
отсасываются в атмосферу. Далее воздух поступает на вторую
ступень очистки, оснащенную сменным картонным
фильтрующим элементом. В порах картона задерживаются
самые мелкие частицы пыли.
Впускные трубопроводы (коллекторы) служат для подачи
горючей смеси в камеры сгорания цилиндров двигателя.
Они имеют сложную систему каналов, обеспечивающих рас
пределение горючей смеси от смесительных камер карбюратора
к цилиндрам. Для двухрядных двигателей впускной
коллектор выполняется общим для обоих рядов и располагается
в развале блока цилиндров двигателя.
Изготовляют впускные коллекторы из чугуна или алюминиевых
сплавов. Между каналами коллектора имеется
пространство, сообщающееся с полостью охлаждения головок
цилиндров. Это необходимо для подогрева впускного
трубопровода с целью более полного испарения топлива. Для
уплотнения мест соединения используются фибровые или
картонные прокладки.
Выпускные трубопроводы (коллекторы) служат для отвода
отработавших газов из цилиндров двигателя. Выполняются
отдельно на каждый ряд цилиндров и крепятся с
наружной стороны головок цилиндров. Изготовляются выпускные
коллекторы исключительно из чугуна, благодаря
его высокой жаростойкости. Уплотнение мест соединений
осуществляется металлоасбестовыми прокладками.
Глушитель служит для уменьшения шума выпуска
отработавших газов, который возникает вследствие их
большой скорости и частой периодичности выпуска. Глушитель
соединен с выпускным коллектором жаростойкими
стальными трубами. Представляет собой цилиндр (кожух),
внутри которого размещена труба, имеющая большое количество
отверстий и несколько поперечных перегородок. Кожух может быть выполнен двойным с теплошумоизолирующей
прослойкой.
Отработавшие газы, попадая в полость глушителя, расширяются
и, проходя через отверстия в трубе и перегородках,
резко снижают скорость, что приводит к снижению шума
их выпуска. Для уменьшения шума при всасывании воздуха
в смесительную камеру карбюратора воздушные фильтры
имеют специальные полости большого объема, где воздух в
результате расширения резко теряет скорость, что приводит
к уменьшению шума работы карбюратора.