КУЗОВ И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ
В грузовом автомобиле к кузову относятся:
• кабина для водителя и пассажиров;
• капот;
• облицовка;
• крылья передних колес;
• брызговики задних колес;
• платформа для груза, которая имеет конструкцию в
зависимости от перевозимого груза.
В зависимости от назначения кузов может быть выполнен
в различных вариантах и многообразиях
Кузов легкового автомобиля является несущей конструкцией.
Характерная особенность несущего кузова — отсутствие
рамы. Ее роль выполняет сам кузов, который в местах крепления
двигателя, агрегатов трансмиссии и подвесок имеет
специальные усиления. Состоит кузов из стального цельносварного
корпуса, к которому прикреплены капот двигателя,
передние и задние крылья, двери, крышка багажника,
облицовка фар и радиатора, передний и задний буферы и др.
Внутри кузова размещены сиденья для водителя и пассажиров.
В зависимости от компоновки объемов кузова существуют различные типы кузовов легковых автомобилей
Кабина
Кабина грузового автомобиля капотной схемы состоит
из каркаса, крышки, верхней, задней и боковых панелей,
между которыми образованы дверные проемы. В проемах
на петлях навешиваются двери. В закрытом положении двери
удерживаются с помощью встроенных замков специальной
конструкции. Двери кабины имеют опускающиеся при
помощи стеклоподъемников стекла. В оконные проемы кабины
вставляют неоткрывающиеся гнутые стекла. Внутри
кабины размещаются сиденье и все органы управления автомобилем.
Сиденье может быть одно-, двух- и трехместным,
общим для водителя и пассажиров или раздельным.
При раздельной конструкции сиденье выполняют регулируемым
по высоте, расстоянию от органов управления, а
также по наклону спинки. В кабинах бескапотной конструкции
может быть предусмотрено одно спальное место,
располагаемое поперек кабины за спиной водителя. Для
обеспечения доступа к двигателю в таких кабинах делают
устройство для ее опрокидывания относительно передних
шарнирных опор.
Платформа
Металлическая или деревянная платформа грузового автомобиля
имеет откидные борта (могут быть многосекционными),
соединенные с полом платформы петлями. Борта
в закрытом положении скреплены между собой запорными
приспособлениями. Пол платформы собран на двух
продольных и нескольких поперечных брусьях. Продольные
брусья прикреплены стремянками к раме автомобиля.
Платформа может быть выполнена в различных вариантах:
самосвальной, удлиненной, с высокими бортами, покрыта
тентом и др.
Под платформой размещаются ящик для крупных инструментов,
запасное колесо. Мелкий инструмент может храниться
под сиденьем водителя. На передних и задних бортах
справа и слева установлены отражатели света.
Специальное оборудование
Подъемный механизм платформы автомобиля-самосвала
• телескопического цилиндра с плунжером;
• шестеренчатого масляного насоса;
• крана управления;
• коробки отбора мощности;
• масляного бака;
• трубопроводов.
При опущенной грузовой платформе плунжер гидравлического
подъемника находится у днища цилиндра, а масло—
в полости под плунжером и в баке. Подъем платформы
осуществляется при помощи масляного насоса, подающего
масло в полость под плунжер. В результате давления,
создаваемого насосом, плунжер перемещается и поднимает
платформу. Опускается грузовая платформа под действием
собственного веса, выдавливая масло из-под плунжера обратно
в бак.
На автомобилях повышенной проходимости в качестве
специального оборудования устанавливают лебедку, которая может быть использована для самовытаскивания
в тяжелых дорожных условиях или для вытаскивания
другого застрявшего автомобиля, а также для
подъема и опускания грузов через специальные блоки. Лебедка
устанавливается в передней части автомобиля на раме.
Для привода лебедки используется двигатель автомобиля,
крутящий момент от которого передается через коробку передач
на коробку отбора мощности и далее через карданную
передачу на лебедку.
Включение лебедки производят при выжатом сцеплении,
переведя рычаг управления лебедкой из нейтрального
в положение «Намотка» или «Размотка». Плавно отпуская
педаль сцепления, приводят лебедку в действие. При
необходимости можно производить ручную размотку троса,
отключив предварительно барабан с помощью кулачковой
муфты.
Буксирное устройство устанавливают на автомобиле сзади
на поперечине рамы. Крепление стержня крюка буксирного
устройства осуществляется через пружину или резиновый
упругий элемент с целью смягчения рывков при трогании
с места или при движении автопоезда. Надежность
сцепки обеспечивается откидной скобой, запирающейся защелкой
и шплинтом на цепочке. На случай самопроизвольной
расцепки предусмотрен трос (или цепь), прикрепленный
одним концом к проушине, установленной на задней
поперечине рамы, а вторым — к прицепу.
Для буксировки автомобиля к передним концам лонжеронов
рамы прикреплены буксирные крюки (проушины
для легковых автомобилей).
Седелъно-сцепное устройство устанавливают на автомобиле-
тягаче, когда он работает с полуприцепом. На полуприцепе
в этом случае устанавливают сцепной шкворень.
Конструкция седельно-сцепного устройства обеспечивает
автоматическую сцепку полуприцепа с автомобилем-тягачом при плавном въезде его задним ходом под заторможенный
полуприцеп и исключает возможность самопроизвольного
разъединения полуприцепа от автомобиля-тягача.